Предмет кримінології як науки


Скачати 1.52 Mb.
Назва Предмет кримінології як науки
Сторінка 1/8
Дата 13.03.2013
Розмір 1.52 Mb.
Тип Документи
bibl.com.ua > Інформатика > Документи
  1   2   3   4   5   6   7   8

  1. Предмет кримінології як науки.

Формирование и успешное развитие любой науки во многом зависят от того, насколько правильно выявлен и точно описан ее предмет. Он не только характеризует основ­ное содержание данной науки, определяет ее место в систе­ме других наук, но и дает возможность четко сформулиро­вать ее цели и задачи перспективных исследований, очертить их разумные границы, утвердиться в выборе методик этих исследований.

К предмету криминологии относится ряд взаимосвязанных проблем, из которых одни являются глав­ными, центральными, а другие вспомогательными, произ­водными и, тем не менее, имеющими существенное значе­ние для глубокого и всестороннего познания содержания этой науки.

К числу главных проблем, образующих сердцевину пред­мета криминологии, относятся: 1) преступность; 2) отдель­ные преступления, как конкретные проявления преступ­ности; 3) личность преступника; 4) факторы преступности, причины и условия отдельных преступлений; 5) преодо­ление преступности и предупреждение отдельных преступ­лений.

Компонентами предмета криминологии, наряду с ее главными, центральными, являются и такие производные от них, уточняющие, как: «фоновые» явления преступно­сти, виктимное поведение граждан и прогнозирование пре­ступности.
2.Система кримінології

Криминологические знания складывались на протяже­нии многих веков.. В связи с этим возникает необходимость придать им четкую систему. Без такой системы, естественно, воз­никают трудности в усвоении этих знаний и

Система криминологической науки — разделение единых криминологических знаний на одно­родные компактные части (блоки), внутренне согласован­ные между собой.

По уровню обобщения научно-практической информа­ции сейчас принято подразделять криминологию на Общую и Особенную части.

В Общей части криминологические явления и понятия анализируются глобально, обобщенно, без выделения спе­цифики отдельных видов (групп) преступлений. Ее система, в свою очередь, строится по проблемам, составляющим предмет криминологической науки. Кроме этого, в Общую часть включается научно-информационный материал о становлении криминологической науки, ее методологии и методике, о криминологическом планировании и прогно­зировании преступности в масштабе страны и отдельных ее регионов.

В Особенной части рассматриваются частные кримино­логические теории, объясняющие закономерности отдель­ных видов (групп) преступлений. Последние подразделя­ются по особенностям антисоциальной направленности и преступной мотивации виновных (например, насильствен­ные, корыстные преступления, преступления неосторож­ные) и по особенностям контингента преступников (к при­меру, преступность несовершеннолетних, групповая, реци­дивная, профессиональная преступность).

Уровень обобщения в Особенной части значительно ниже, чем в Общей. Она более динамична, ибо непосред­ственно отражает часто меняющуюся криминогенную си­туацию в стране, а также изменение содержания факторов, причин и условий преступности и отдельных преступлений. В этой части криминологии дается криминологическая характеристика отдельных видов (групп) преступлений, описываются причинно-следственные комплексы, их по­рождающие, обуславливающие, излагаются мероприятия по их предупреждению.

Значение Особенной части состоит в том, что она, с одной стороны, снабжает, подпитывает обще криминологические теории фактическим материалом, а с другой стороны, во­оружает правоохранительные органы рекомендациями, направленными на совершенствование их деятельности по снижению отдельных преступлений в государстве.

3. Методологія, методика та головні поняття кримінології.

К числу главных проблем, образующих сердцевину пред­мета криминологии, относятся: 1) преступность; 2) отдель­ные преступления, как конкретные проявления преступ­ности; 3) личность преступника; 4) факторы преступности, причины и условия отдельных преступлений; 5) преодо­ление преступности и предупреждение отдельных преступ­лений.
4. Кримінологічні дослідженя та його етапи.

Криминологические исследования осуществляются в соответствии с разработанными ранее прикладными про­цедурами, которые предусматривают общую систему дей­ствий и способ организации всего исследования. В этой связи заслуживает внимания вопрос об этапах криминоло­гических исследований. Обычно всякое такое исследование состоит из семи этапов.

Первый этап заключается в выборе предмета (темы) и объекта исследования. Инициатива при этом принадлежит научным учреждениям, практическим органам и отдель­ным ученым-исследователям. На этом этапе изучаются литературные источники и результаты прежних исследо­ваний по избранной теме.

На втором этапе составляется план-программа предсто­ящего исследования, которая должна способствовать его полноте и объективности. Этот рабочий документ опреде­ляет цели и задачи исследования, предполагает выдвиже­ние гипотез, устанавливает сроки его проведения, источни­ки получения информации, определяет формы внедрения полученных выводов и сформулированных предложений. На этом этапе производится выбор методов исследования и технических приемов их реализации. Их определенный набор зависит от предмета, объекта, целей и масштабности исследования.

Третий этап состоит в изготовлении инструментария исследования: анкет, вопросников, тестов, заданий для экспертов, подготовке оргтехники и т.п.

Четвертый этап предполагает создание групп респонден­тов и обследователей, групп экспертов, непосредственных исполнителей, ознакомление их с задачами исследования, проведение с ними инструктажа.

Пятый этап — наиболее трудоемкий и ответственный. Он включает в себя сбор различной криминологической информации. Практикой установлено, что от качества со­бранного эмпирического материала во многом зависит полнота, достоверность и ценность выводов исследова­ния.

Шестой этап — не менее ответственный, потому что на этом участке исследования обобщается и анализируется собранная информация, а также формулируются выводы исследования и вытекающие из них соответствующие на­учные положения и практические предложения и рекомен­дации.

И последний, седьмой этап состоит в реализации науч­ных выводов и положений, практических предложений и рекомендаций проведенного исследования, которые ис­пользуются как в практике деятельности государственных органов, так и в криминологической науке.
5. Методіки кримінологічних досліджень

Наблюдение — метод эмпирического исследования, который заключается в непосредственном восприятии ис­следователем социальной действительности, в прямой ре­гистрации определенных событий и ситуаций. Он является очевидцем этих событий, поэтому черпает информацию о тех или иных фактах и обстоятельствах не из чужих ис­точников, а из личных наблюдений за этими фактами и обстоятельствами. В ходе наблюдения у исследователя складывается непосредственное впечатление об изучаемой среде, помогают точнее понять поступки людей и действия социальных групп. По процедуре проведения метод наблю­дения является сложным, трудоемким и длительным. Все данные наблюдения фиксируются в дневниках и протоко­лах по определенной системе.

Одним из источников получения необходимой кримино­логической информации является изучение документов. Исследователю-криминологу приходится сталкиваться с различного рода официальными и неофициальными доку­ментами. Чаще всего это материалы уголовных дел в целом либо отдельные процессуальные документы, отказные материалы, наблюдательные производства, обобщения судебно-следственной практики, заключения различного рода экс­пертиз, материалы контролирующих органов, статистиче­ские отчеты и сводки, письма, заявления и жалобы граждан по поводу совершенных преступлений, иные документы правоохранительных органов, сообщения средств массовой информации, выступления народных депутатов и т.д.

Статистические методы:

Массовые опросы — это методы получения информации об объективных фактах из жизни людей (события прошло­го и настоящего, формы и характер поведения, последствия поступков и т.д.), а также об их субъективном мире (склон­ности, интересы, мотивы, особенности восприятия явлений и процессов в их познании и т.д.).

Интервью — представляет собой обычную беседу, пред­полагающую прямой контакт исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента). Особенность этого метода состоит в том, что опрашиваемый и опрашивающий стал­киваются лицом к лицу. От характера их общения, проч­ности контактов и степени взаимопонимания во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации. Запись ответов на поставленные вопросы про­изводится интервьюером (либо его ассистентом) либо за­крепляется механическим путем на пленке.

Анкетирование представляет собой сбор криминологи­ческой информации путем письменного заполнения предварительно разработанных анкет. Анкета — это упорядо­ченный по форме и содержанию набор вопросов, предостав­ленных в виде опросного листа.

За­да­чи уго­лов­ной ста­ти­сти­ки раз­но­об­раз­ны и мно­го­чис­лен­ны, но ос­нов­ные мо­мен­ты мож­но све­сти к сле­дую­щим че­ты­рем по­ло­же­ни­ям:

- офи­ци­аль­ная уго­лов­ная ста­ти­сти­ка пред­став­ля­ет со­бой со­во­куп­ный от­чет о дея­тель­но­сти офи­ци­аль­ных ин­стан­ций - пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов и слу­жит ос­но­вой для при­ня­тия ре­ше­ний вла­стя­ми о вы­де­ле­нии го­су­дар­ст­вен­ных средств и рас­пре­де­ле­нии люд­ских ре­сур­сов;

- уго­лов­ная ста­ти­сти­ка - ис­сле­до­ва­тель­ский ин­ст­ру­мент, ко­то­рый слу­жит ос­но­вой для вы­во­дов о том, ка­кие груп­пы на­се­ле­ния и ка­кие ре­гио­ны го­су­дар­ст­ва серь­ез­нее дру­гих по­ра­же­ны пре­ступ­но­стью;

- с по­мо­щью уго­лов­ной ста­ти­сти­ки на­се­ле­ние уз­на­ет о том, на сколь­ко ве­ли­ка ве­ро­ят­ность ока­зать­ся жерт­вой пре­сту­п­ле­ния или, на­про­тив, сни­ма­ет страх пе­ред пре­сту­п­ле­ния­ми и по­след­нее

- уго­лов­ная ста­ти­сти­ка по­зво­ля­ет ре­шать за­да­чи кон­тро­ля, управ­ле­ния и пла­ни­ро­ва­ния дей­ст­вий за­ко­но­да­те­лей и упол­но­мо­чен­ных на борь­бу с пре­ступ­но­стью го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов.



  1. Співвідношення крімінології з іншими науками (кримінальне право та

процес, криміналістика, психологія, філософія тощо).

Науки, с которыми криминология имеет связь:

  • Уголовное право

  • Криминальный процесс

  • Криминалистика

  • Общая статистика

  • Правовая статистика

  • Социология

  • Психология

  • Философия

Криминологическая наука контактирует с уголовным процессом и криминалистикой, так как у нее с ними име­ется ряд общих практических и теоретических проблем. В частности, уголовно-процессуальные нормы устанавли­вают обязательность, порядок, формы и методы выявления, установления, фиксации и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений. А кримина­листика, изучающая тактику, методику и технику рассле­дования преступлений, опираясь на основные теоретиче­ские положения о преступности и ее предупреждении, разрабатывает технические средства, приемы, которые за­трудняют, препятствуют совершению преступлений. Эти средства и приемы «защиты» от преступных посягательств. Криминология включает во всеобъемлющую комплексную систему предупреждения преступлений.

Необходимо отметить наличие тесной связи между кри­минологической наукой и статистической — общей и уго­ловно-правовой. Прежде всего, в прикладных криминологических исследованиях широко используются статистические ме­тоды для сбора и анализа соответствующей информации. Затем сведения, содержащиеся в официальной уголовно-правовой статистике, дают представление об уровне, струк­туре и динамике существующей преступности, а также разносторонне характеризуют личность преступников и деятельность правоохранительных органов.

Философия, как известно, является общеметодологиче­ской базой для всех наук о природе и обществе. В этой роли она выступает и по отношению к криминологии, которая пользуется многими философскими понятиями, категори­ями и законами. Она конкретизирует их применительно к своему предмету.

Особенно тесная связь прослеживается между кримино­логией и социологией. Это обстоятельство дало нам основа­ние рассматривать криминологию как науку юридико-социологическую.

При решении ряда криминологических проблем при­ходится прибегать к достижениям психологии (общей, а чаще всего социальной). С их помощью юристы-кримино­логи объясняют закономерности поведения человека под воздействием социальной среды, процесс влияния на него формальных и неформальных групповых норм, стереоти­пов, эталонов поведения, выбор им тех или иных нравствен­ных ценностей, пути формирования стойких антиобще­ственных взглядов, привычек, «анатомию» и «механизм» преступного поведения.

Для криминологии представляют интерес научные дан­ные психиатрии, когда речь идет о совершении преступле­ния лицами с уменьшенной вменяемостью и психическими аномалиями в рамках вменяемости.
7.Розвиток кримінології у дореволюційний період.



  1. Сучасні кримінологічні теорії.

Тео­рии - это со­став­лен­ные умо­зри­тель­ным пу­тем сис­те­мы, со­еди­няю­щие фак­ты по­сред­ст­вом при­чин­но-след­ст­вен­ных свя­зей. Тео­рии пре­ступ­но­сти ка­са­ют­ся при­чин и по­след­ст­вий пре­ступ­но­го по­ве­де­ния, под­вер­жен­но­го из­ме­не­ни­ям от мес­та и вре­ме­ни, под влия­ни­ем из­вест­ных цен­но­ст­ных пред­став­ле­ний.



  1. Кримінологічні теорії біологічної орієнтації.


Одним из направлений позитивистской школы является “медицинская модель” подхода к преступности, сторонники которой считали преступление симптомом болезни, а в преступнике видели только больного, страдающего расстройством личности и нуждающегося в лечении. Рассмотрим некоторые из них (биологические теории):

- Тео­рии, изу­чаю­щие фи­зи­че­скую кон­сти­ту­цию и эн­док­ри­но­ло­гию. Они яв­ля­ют­ся яр­ким при­ме­ром ко­гда-то вы­дви­ну­тых тео­рий, не под­твер­жден­ных прак­ти­кой, но на­столь­ко проч­но осев­ших в умах лю­дей, что мно­гие до сих пор счи­та­ют, что пре­ступ­ни­ком ро­ж­да­ют­ся и вли­ять на них бес­по­лез­ная тра­та вре­ме­ни и средств.

Со­вре­мен­ные кри­ми­но­ло­ги, ана­ли­зи­руя все ра­нее из­вест­ные тео­рии свя­зы­ваю­щие кон­сти­ту­цию че­ло­ве­ка и пре­ступ­ность при­хо­дят се­го­дня к еди­но­му мне­нию о том, что фи­зи­че­ский тип - это важ­ный фак­тор меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний, будь то от­но­ше­ние в сфе­ре по­ли­ти­ки, в по­все­днев­ной жиз­ни, в про­цес­се осу­ще­ст­в­ле­ния со­ци­аль­ных функ­ций или иные ти­пы взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду людь­ми. Ре­ак­ция ок­ру­жаю­щих и соб­ст­вен­ное от­но­ше­ние к не­обыч­ной внеш­но­сти влия­ют на со­ци­аль­ное взаи­мо­дей­ст­вие.

На се­го­дняш­ний день нет убе­ди­тель­ных до­ка­за­тельств то­го, что фи­зи­че­ская кон­сти­ту­ция, функ­цио­ни­ро­ва­ние же­лез внут­рен­ней сек­ре­ции и про­чие био­ло­ги­че­ские фак­то­ры при­чин­но обу­слов­ли­ва­ют пре­ступ­ность; что пред­по­ло­же­ние о свя­зи ме­ж­ду кон­сти­ту­цио­наль­но-фи­зи­че­ской ти­по­ло­ги­ей и тем по­ве­де­ни­ем, ко­то­рое юри­ди­че­ски и со­цио­ло­ги­че­ски оп­ре­де­ле­но как пре­ступ­ное и де­лин­квент­ное, не под­твер­ди­лось.

Кри­ми­но­ло­ги со­глас­ны с тем, что су­ще­ст­ву­ет взаи­мо­связь ме­ж­ду био­ло­ги­че­ски­ми функ­ция­ми моз­га и де­ви­ант­ным по­ве­де­ни­ем, но она не яв­ля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской.


  1. Соціологічний напрямок розвитку кримінології.

Преступность и преступления представляют собой со­циальные и в то же время уголовно-правовые понятия. Поэтому криминология расположена на стыке двух обще­ственных наук — социологии и права. В этой связи возни­кает вопрос о ее природе. Допускаются высказывания, что криминология — это наука юридическая. Имеются пред­ставления о ней, как о науке социологической (социология преступности). И, наконец, распространен взгляд, согласно которому криминология является социо-правовой, юридико-социологической наукой.

С первым мнением, полагаем, согласиться нельзя, по­тому что такие изучаемые криминологией явления, как факторы (детерминация) преступности, «механизм» еди­ничного преступного поведения, общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения преступ­ности, отдельных преступлений и ряд других явлений не вкладываются полностью в рамки правовых, в частности, уголовно-правовых отношений. Если признать, что крими­нология — наука социологическая, то тогда она будет ис­кусственно изолирована от юридических наук — уголовно­го, административного права и иных отраслей права, кото­рые вносят свой существенный вклад в решение проблем преступности. Более того, при таком подходе возникает неясность, неопределенность в установлении предмета, границ и объемов криминологических исследований.

Социологическая отрасль знаний имеет своим предметом жизнь общества. Помимо общества в целом, как целостно­го организма, проявляющегося в сложной системе обще­ственных отношений, социальных институтов, взаимосвя­занных между собой, она изучает отдельные стороны этого сложного организма: социологию личности, условия фор­мирования ее взглядов, социологию семьи, социальных групп, проблемы занятости, свободного времени, образова­ния, досуга, миграции и урбанизации и т.д. Существенное место в ней отводится социальной патологии: проблемам алкоголизма, наркомании, безработицы, негативной роли отдельных направлений средств массовой информации и иным социальным аномалиям, как предосудительным, общественно вредным, так и общественно опасным. Нельзя не отметить и тот факт, что в кри­минологической науке используются методы конкретно-социологических исследований. И в то же время, что очень важно, криминология обогащает социологию своими основ­ными понятиями, результатами прикладных правовых исследований преступности, указывает ей критерии отгра­ничения преступности от иных социальных аномалий.



  1. Злочинність як об’єкт кримінологічного дослідження.

Преступностьэто относительно массовое, исторически изменчивое, имеющее определенную территориальную и временную распространенность социальное явление, пред­ставляющее собой целостную, основанную на статисти­ческих закономерностях, систему единичных общественно опасных деяний, запрещенных уголовным законом.

Преступность — это социальное явление. Данное утверждение вытекает, во-первых, из того, что преступ­ность существует в человеческом обществе, является реаль­ностью общественной жизни.

Преступность — исторически обусловленное и исто­рически изменчивое явление. Она возникла на определен­ном этапе развития человеческого общества. Преступность, будучи социальным явлением, в то же время обладает правовым, точнее, уголовно-правовым признаком. Ведь в объем преступного включаются те деяния, которые нарушают уголовно-правовые нормы. ) Преступность — собирательное понятие. Она непре­рывно включает в себя множество разнообразных конкрет­ных общественно опасных деяний: насильственных, ко­рыстных, неосторожных и иных преступных проявлений. Она, таким образом, есть не что иное, как совокупность преступлений. Преступность, как массовое социальное явление, раз­вивается в том или ином пространстве. Она имеет поэтому определенную территориальную распространенность.

пре­ступ­ность ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тре­мя ос­нов­ны­ми по­ка­за­те­ля­ми: уров­нем, струк­ту­рой и ди­на­ми­кой.

Уро­вень пре­ступ­но­сти яв­ля­ет­ся ко­ли­че­ст­вен­ной ха­рак­те­ри­сти­кой, из­ме­ряе­мой в аб­со­лют­ном вы­ра­же­нии сум­мой со­вер­шен­ных пре­сту­п­ле­ний и их уча­ст­ни­ков (ви­нов­ных лиц), а так­же в ко­эф­фи­ци­ен­тах или ин­дек­сах пре­ступ­но­сти. Офи­ци­аль­ная ста­ти­сти­ка ис­поль­зу­ет два по­ка­за­те­ля:

ко­ли­че­ст­во за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных пре­сту­п­ле­ний (и их субъ­ек­тов) и

по дан­ным о су­ди­мо­сти.

В за­ви­си­мо­сти от под­хо­да к по­ни­ма­нию фе­но­ме­на пре­ступ­но­сти оп­ре­де­ля­ют­ся:

-пред­мет нау­ки кри­ми­но­ло­гии;

-на­прав­ле­ния и ме­то­ди­ка кри­ми­но­ло­ги­че­ских и меж­от­рас­ле­вых ис­сле­до­ва­ний пре­ступ­но­сти;

-струк­ту­ра пре­ступ­но­сти;

-по­ня­тия со­стоя­ния и ди­на­ми­ки пре­ступ­но­сти;

-ха­рак­тер и ви­ды взаи­мо­свя­зей ком­по­нен­тов пре­ступ­но­сти;

-взаи­мо­свя­зи пре­ступ­но­сти с дру­ги­ми со­ци­аль­ны­ми яв­ле­ния­ми, с об­ще­ст­вом в це­лом;

-круг яв­ле­ний, ко­то­рые мо­гут быть от­не­се­ны к при­чи­нам и ус­ло­ви­ям пре­ступ­но­сти;

-ха­рак­тер и на­прав­лен­ность го­су­дар­ст­вен­но­го и об­ще­ст­вен­но­го воз­дей­ст­вия на пре­ступ­ность, ее при­чи­ны и ус­ло­вия;

- под­хо­ды к про­гно­зи­ро­ва­нию пре­ступ­но­сти.

Уровень преступности — это общее число совершенных преступлений и количество лиц, их совершивших, за определенный период времени в стране либо в отдельном ее регионе (области, районе, городе).

Коэффициенты преступности — представляют собой соотношение числа преступлений и лиц, их совершивших, к численности населения страны либо соответствующего ее региона из расчета на заранее обусловленное число населе­ния — на 100 тыс., 10 тыс., 1 тыс. человек.

Структура преступности означает отношение отдель­ного вида либо группы преступлений ко всей массе преступ­ности в том или ином регионе за конкретный период.

Динамика преступности — показатель, отражающий ее движение во времени.

Цена преступности — дает представление об объеме и характере прямого и косвенного ущерба, который причи­няет преступность обществу.


  1. Злочинність як соціальне явище.

Преступность — это социальное явление. Данное утверждение вытекает, во-первых, из того, что преступ­ность существует в человеческом обществе, является реаль­ностью общественной жизни. Во-вторых, она представляет собой одну из форм социального поведения людей. В-тре­тьих, социальна она еще и потому, что в роли преступников выступают члены общества, которые посягают на различ­ные общественные отношения, обеспечивающие нормаль­ное функционирование общественного организма. И, в-чет­вертых, преступность при всех условиях социальна по своим причинам, по своему конкретному выражению и конечным последствиям, а также по характеру мер борьбы с ней.

Преступность является следствием и результатом исто­рически присущих данному обществу социальных противо­речий, которые коренятся в самой основе производственных отношений и вытекающих из них распределительных, со­циальных, нравственных и иных отношений. Порожденная этими противоречиями, преступность, в свою очередь, сви­детельствует о наличии противоречивости между офици­ально признанными общественными интересами и целями, с одной стороны, и общественно опасным поведением от­дельных индивидов, с другой.

В обществе всегда имеется множество различных кон­фликтов (конфликтов между отдельными людьми и обще­ством в целом, между отдельными людьми и государством, непосредственно между людьми — членами этого общест­ва — гражданами данного государства). Это влечет за собой возможность нарушения социальных норм, в частности, уголовно-правовых норм-запретов. Совокупность фактиче­ски совершенных преступлений непосредственно воспри­нимается людьми и фиксируется соответствующими госу­дарственными органами. Таков механизм внешнего выра­жения преступности.

Что касается последствий преступности, то они, безу­словно, антисоциальны, так как они приводят к существен­ной деформации общества, нарушают слаженное взаимо­действие всех его участников.

И, наконец, меры борьбы с преступностью носили и но­сят социальный характер. Все настойчивее внедряется в практику социальный контроль за преступностью, разра­батываются и реализуются социально-экономические, ор­ганизационно-управленческие, нравственно-воспитатель­ные и иные меры по ее предупреждению и противодействию ей. Естественно, применяются традиционно меры уголовно-правового воздействия в отношении лиц, виновных в со­вершении общественно опасных деяний.

Много десятков лет обсуждается тезис о биологической природе преступности. Его приверженцы исходят из того, что отдельные лица будто бы неизбежно, фатально обрече­ны либо, по меньшей мере, предрасположены быть пре­ступниками. Подобное свойство якобы передается из по­коления в поколение генетическим путем.

Представляется, что веских оснований и бесспорных научных доводов для таких утверждений нет. Биологиче­ские особенности, полагаем, нельзя распространять на преступность в целом, только таким путем не представля­ется возможным объяснить закономерности этого социаль­ного явления. Преступность порождается не патологией человека, а патологией общества.

Между тем, на уровне отдельных видов индивидуально­го преступного поведения, особенно применительно к кон­кретным насильственным и дезадаптивным преступлениям, биопсихологические качества и свойства преступников не следует сбрасывать со счетов. Их нельзя исключать потому, что они при неблагоприятных обстоятельствах внешней среды существенно влияют на процесс становления лич­ности в целом, а также играют иногда решающую роль в механизме преступного поведения отдельных индивидов


  1. Поняття, природа та зміст причин злочинності.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Схожі:

План Поняття кримінології як науки, її предмет. Місце кримінології в системі наук
Саме слово кримінологія означає, що це наука про злочинність. Crimen (лат.) – це злочин, злочинність, а logos (грец.) – вчення
9. РЕКОМЕНДОВАНІ ПИТАННЯ ДЛЯ ПІДГОТОВКИ ДО ІСПИТУ З КУРСУ «КРИМІНОЛОГІЯ» Загальна частина
Злочинність як елемент предмету кримінології; завдання кримінології у дослідженні злочинності
1. Поняття, предмет, методи та система кримі­нології
...
Визначить предмет та об’єкт соціології як науки
Назвіть і розкрийте основні категорії соціології як науки, що описують предмет соціології
Програма курсу Професійна педагогіка наука і навчальний предмет
Профпедагогіка як галузь педагогічної науки, її методологія. Предмет профпедагогіки та предмет навчального курсу. Основні категорії...
Програма курсу Професійна педагогіка наука і навчальний предмет
Профпедагогіка як галузь педагогічної науки, її методологія. Предмет профпедагогіки та предмет навчального курсу. Основні категорії...
Тема Предмет і метод статистики як науки В цій темі викладаються...
Статистика є самостійною суспільною наукою. Вона має свої поняття і категорії, такі як: статистична сукупність, одиниця сукупності,...
УРОК ПРЕДМЕТ, ОБ'ЄКТ, ЗАВДАННЯ і МЕТОДИ НАУКИ ПРО ДОВКІЛЛЯ Цілі уроку
Цілі уроку: розглянути визначення, предмет і завдання еко­логії як науки; розвивати навички застосування матеріалів інших курсів...
1. Психологія як наука. Її предмет і завдання Зміст понять «психологія»,...
Предмет, функції психологічної науки і практики в суспільному розвитку. Історія розвитку психологічної науки. Галузі психології....
Керівництво навчальним процесом в ПТНЗ
Профпедагогіка як галузь педагогічної науки, її методологія. Предмет профпедагогіки та предмет навчального курсу. Основні категорії...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Портал навчання


При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання © 2013
звернутися до адміністрації
bibl.com.ua
Головна сторінка