|
Скачати 1.52 Mb.
|
Формирование и успешное развитие любой науки во многом зависят от того, насколько правильно выявлен и точно описан ее предмет. Он не только характеризует основное содержание данной науки, определяет ее место в системе других наук, но и дает возможность четко сформулировать ее цели и задачи перспективных исследований, очертить их разумные границы, утвердиться в выборе методик этих исследований. К предмету криминологии относится ряд взаимосвязанных проблем, из которых одни являются главными, центральными, а другие вспомогательными, производными и, тем не менее, имеющими существенное значение для глубокого и всестороннего познания содержания этой науки. К числу главных проблем, образующих сердцевину предмета криминологии, относятся: 1) преступность; 2) отдельные преступления, как конкретные проявления преступности; 3) личность преступника; 4) факторы преступности, причины и условия отдельных преступлений; 5) преодоление преступности и предупреждение отдельных преступлений. Компонентами предмета криминологии, наряду с ее главными, центральными, являются и такие производные от них, уточняющие, как: «фоновые» явления преступности, виктимное поведение граждан и прогнозирование преступности. 2.Система кримінології Криминологические знания складывались на протяжении многих веков.. В связи с этим возникает необходимость придать им четкую систему. Без такой системы, естественно, возникают трудности в усвоении этих знаний и Система криминологической науки — разделение единых криминологических знаний на однородные компактные части (блоки), внутренне согласованные между собой. По уровню обобщения научно-практической информации сейчас принято подразделять криминологию на Общую и Особенную части. В Общей части криминологические явления и понятия анализируются глобально, обобщенно, без выделения специфики отдельных видов (групп) преступлений. Ее система, в свою очередь, строится по проблемам, составляющим предмет криминологической науки. Кроме этого, в Общую часть включается научно-информационный материал о становлении криминологической науки, ее методологии и методике, о криминологическом планировании и прогнозировании преступности в масштабе страны и отдельных ее регионов. В Особенной части рассматриваются частные криминологические теории, объясняющие закономерности отдельных видов (групп) преступлений. Последние подразделяются по особенностям антисоциальной направленности и преступной мотивации виновных (например, насильственные, корыстные преступления, преступления неосторожные) и по особенностям контингента преступников (к примеру, преступность несовершеннолетних, групповая, рецидивная, профессиональная преступность). Уровень обобщения в Особенной части значительно ниже, чем в Общей. Она более динамична, ибо непосредственно отражает часто меняющуюся криминогенную ситуацию в стране, а также изменение содержания факторов, причин и условий преступности и отдельных преступлений. В этой части криминологии дается криминологическая характеристика отдельных видов (групп) преступлений, описываются причинно-следственные комплексы, их порождающие, обуславливающие, излагаются мероприятия по их предупреждению. Значение Особенной части состоит в том, что она, с одной стороны, снабжает, подпитывает обще криминологические теории фактическим материалом, а с другой стороны, вооружает правоохранительные органы рекомендациями, направленными на совершенствование их деятельности по снижению отдельных преступлений в государстве. 3. Методологія, методика та головні поняття кримінології. К числу главных проблем, образующих сердцевину предмета криминологии, относятся: 1) преступность; 2) отдельные преступления, как конкретные проявления преступности; 3) личность преступника; 4) факторы преступности, причины и условия отдельных преступлений; 5) преодоление преступности и предупреждение отдельных преступлений. 4. Кримінологічні дослідженя та його етапи. Криминологические исследования осуществляются в соответствии с разработанными ранее прикладными процедурами, которые предусматривают общую систему действий и способ организации всего исследования. В этой связи заслуживает внимания вопрос об этапах криминологических исследований. Обычно всякое такое исследование состоит из семи этапов. Первый этап заключается в выборе предмета (темы) и объекта исследования. Инициатива при этом принадлежит научным учреждениям, практическим органам и отдельным ученым-исследователям. На этом этапе изучаются литературные источники и результаты прежних исследований по избранной теме. На втором этапе составляется план-программа предстоящего исследования, которая должна способствовать его полноте и объективности. Этот рабочий документ определяет цели и задачи исследования, предполагает выдвижение гипотез, устанавливает сроки его проведения, источники получения информации, определяет формы внедрения полученных выводов и сформулированных предложений. На этом этапе производится выбор методов исследования и технических приемов их реализации. Их определенный набор зависит от предмета, объекта, целей и масштабности исследования. Третий этап состоит в изготовлении инструментария исследования: анкет, вопросников, тестов, заданий для экспертов, подготовке оргтехники и т.п. Четвертый этап предполагает создание групп респондентов и обследователей, групп экспертов, непосредственных исполнителей, ознакомление их с задачами исследования, проведение с ними инструктажа. Пятый этап — наиболее трудоемкий и ответственный. Он включает в себя сбор различной криминологической информации. Практикой установлено, что от качества собранного эмпирического материала во многом зависит полнота, достоверность и ценность выводов исследования. Шестой этап — не менее ответственный, потому что на этом участке исследования обобщается и анализируется собранная информация, а также формулируются выводы исследования и вытекающие из них соответствующие научные положения и практические предложения и рекомендации. И последний, седьмой этап состоит в реализации научных выводов и положений, практических предложений и рекомендаций проведенного исследования, которые используются как в практике деятельности государственных органов, так и в криминологической науке. 5. Методіки кримінологічних досліджень Наблюдение — метод эмпирического исследования, который заключается в непосредственном восприятии исследователем социальной действительности, в прямой регистрации определенных событий и ситуаций. Он является очевидцем этих событий, поэтому черпает информацию о тех или иных фактах и обстоятельствах не из чужих источников, а из личных наблюдений за этими фактами и обстоятельствами. В ходе наблюдения у исследователя складывается непосредственное впечатление об изучаемой среде, помогают точнее понять поступки людей и действия социальных групп. По процедуре проведения метод наблюдения является сложным, трудоемким и длительным. Все данные наблюдения фиксируются в дневниках и протоколах по определенной системе. Одним из источников получения необходимой криминологической информации является изучение документов. Исследователю-криминологу приходится сталкиваться с различного рода официальными и неофициальными документами. Чаще всего это материалы уголовных дел в целом либо отдельные процессуальные документы, отказные материалы, наблюдательные производства, обобщения судебно-следственной практики, заключения различного рода экспертиз, материалы контролирующих органов, статистические отчеты и сводки, письма, заявления и жалобы граждан по поводу совершенных преступлений, иные документы правоохранительных органов, сообщения средств массовой информации, выступления народных депутатов и т.д. Статистические методы: Массовые опросы — это методы получения информации об объективных фактах из жизни людей (события прошлого и настоящего, формы и характер поведения, последствия поступков и т.д.), а также об их субъективном мире (склонности, интересы, мотивы, особенности восприятия явлений и процессов в их познании и т.д.). Интервью — представляет собой обычную беседу, предполагающую прямой контакт исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента). Особенность этого метода состоит в том, что опрашиваемый и опрашивающий сталкиваются лицом к лицу. От характера их общения, прочности контактов и степени взаимопонимания во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации. Запись ответов на поставленные вопросы производится интервьюером (либо его ассистентом) либо закрепляется механическим путем на пленке. Анкетирование представляет собой сбор криминологической информации путем письменного заполнения предварительно разработанных анкет. Анкета — это упорядоченный по форме и содержанию набор вопросов, предоставленных в виде опросного листа. Задачи уголовной статистики разнообразны и многочисленны, но основные моменты можно свести к следующим четырем положениям: - официальная уголовная статистика представляет собой совокупный отчет о деятельности официальных инстанций - правоохранительных органов и служит основой для принятия решений властями о выделении государственных средств и распределении людских ресурсов; - уголовная статистика - исследовательский инструмент, который служит основой для выводов о том, какие группы населения и какие регионы государства серьезнее других поражены преступностью; - с помощью уголовной статистики население узнает о том, на сколько велика вероятность оказаться жертвой преступления или, напротив, снимает страх перед преступлениями и последнее - уголовная статистика позволяет решать задачи контроля, управления и планирования действий законодателей и уполномоченных на борьбу с преступностью государственных органов.
процес, криміналістика, психологія, філософія тощо). Науки, с которыми криминология имеет связь:
Криминологическая наука контактирует с уголовным процессом и криминалистикой, так как у нее с ними имеется ряд общих практических и теоретических проблем. В частности, уголовно-процессуальные нормы устанавливают обязательность, порядок, формы и методы выявления, установления, фиксации и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений. А криминалистика, изучающая тактику, методику и технику расследования преступлений, опираясь на основные теоретические положения о преступности и ее предупреждении, разрабатывает технические средства, приемы, которые затрудняют, препятствуют совершению преступлений. Эти средства и приемы «защиты» от преступных посягательств. Криминология включает во всеобъемлющую комплексную систему предупреждения преступлений. Необходимо отметить наличие тесной связи между криминологической наукой и статистической — общей и уголовно-правовой. Прежде всего, в прикладных криминологических исследованиях широко используются статистические методы для сбора и анализа соответствующей информации. Затем сведения, содержащиеся в официальной уголовно-правовой статистике, дают представление об уровне, структуре и динамике существующей преступности, а также разносторонне характеризуют личность преступников и деятельность правоохранительных органов. Философия, как известно, является общеметодологической базой для всех наук о природе и обществе. В этой роли она выступает и по отношению к криминологии, которая пользуется многими философскими понятиями, категориями и законами. Она конкретизирует их применительно к своему предмету. Особенно тесная связь прослеживается между криминологией и социологией. Это обстоятельство дало нам основание рассматривать криминологию как науку юридико-социологическую. При решении ряда криминологических проблем приходится прибегать к достижениям психологии (общей, а чаще всего социальной). С их помощью юристы-криминологи объясняют закономерности поведения человека под воздействием социальной среды, процесс влияния на него формальных и неформальных групповых норм, стереотипов, эталонов поведения, выбор им тех или иных нравственных ценностей, пути формирования стойких антиобщественных взглядов, привычек, «анатомию» и «механизм» преступного поведения. Для криминологии представляют интерес научные данные психиатрии, когда речь идет о совершении преступления лицами с уменьшенной вменяемостью и психическими аномалиями в рамках вменяемости. 7.Розвиток кримінології у дореволюційний період.
Теории - это составленные умозрительным путем системы, соединяющие факты посредством причинно-следственных связей. Теории преступности касаются причин и последствий преступного поведения, подверженного изменениям от места и времени, под влиянием известных ценностных представлений.
Одним из направлений позитивистской школы является “медицинская модель” подхода к преступности, сторонники которой считали преступление симптомом болезни, а в преступнике видели только больного, страдающего расстройством личности и нуждающегося в лечении. Рассмотрим некоторые из них (биологические теории): - Теории, изучающие физическую конституцию и эндокринологию. Они являются ярким примером когда-то выдвинутых теорий, не подтвержденных практикой, но настолько прочно осевших в умах людей, что многие до сих пор считают, что преступником рождаются и влиять на них бесполезная трата времени и средств. Современные криминологи, анализируя все ранее известные теории связывающие конституцию человека и преступность приходят сегодня к единому мнению о том, что физический тип - это важный фактор межличностных отношений, будь то отношение в сфере политики, в повседневной жизни, в процессе осуществления социальных функций или иные типы взаимодействия между людьми. Реакция окружающих и собственное отношение к необычной внешности влияют на социальное взаимодействие. На сегодняшний день нет убедительных доказательств того, что физическая конституция, функционирование желез внутренней секреции и прочие биологические факторы причинно обусловливают преступность; что предположение о связи между конституционально-физической типологией и тем поведением, которое юридически и социологически определено как преступное и делинквентное, не подтвердилось. Криминологи согласны с тем, что существует взаимосвязь между биологическими функциями мозга и девиантным поведением, но она не является специфической.
Преступность и преступления представляют собой социальные и в то же время уголовно-правовые понятия. Поэтому криминология расположена на стыке двух общественных наук — социологии и права. В этой связи возникает вопрос о ее природе. Допускаются высказывания, что криминология — это наука юридическая. Имеются представления о ней, как о науке социологической (социология преступности). И, наконец, распространен взгляд, согласно которому криминология является социо-правовой, юридико-социологической наукой. С первым мнением, полагаем, согласиться нельзя, потому что такие изучаемые криминологией явления, как факторы (детерминация) преступности, «механизм» единичного преступного поведения, общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения преступности, отдельных преступлений и ряд других явлений не вкладываются полностью в рамки правовых, в частности, уголовно-правовых отношений. Если признать, что криминология — наука социологическая, то тогда она будет искусственно изолирована от юридических наук — уголовного, административного права и иных отраслей права, которые вносят свой существенный вклад в решение проблем преступности. Более того, при таком подходе возникает неясность, неопределенность в установлении предмета, границ и объемов криминологических исследований. Социологическая отрасль знаний имеет своим предметом жизнь общества. Помимо общества в целом, как целостного организма, проявляющегося в сложной системе общественных отношений, социальных институтов, взаимосвязанных между собой, она изучает отдельные стороны этого сложного организма: социологию личности, условия формирования ее взглядов, социологию семьи, социальных групп, проблемы занятости, свободного времени, образования, досуга, миграции и урбанизации и т.д. Существенное место в ней отводится социальной патологии: проблемам алкоголизма, наркомании, безработицы, негативной роли отдельных направлений средств массовой информации и иным социальным аномалиям, как предосудительным, общественно вредным, так и общественно опасным. Нельзя не отметить и тот факт, что в криминологической науке используются методы конкретно-социологических исследований. И в то же время, что очень важно, криминология обогащает социологию своими основными понятиями, результатами прикладных правовых исследований преступности, указывает ей критерии отграничения преступности от иных социальных аномалий.
Преступность — это относительно массовое, исторически изменчивое, имеющее определенную территориальную и временную распространенность социальное явление, представляющее собой целостную, основанную на статистических закономерностях, систему единичных общественно опасных деяний, запрещенных уголовным законом. Преступность — это социальное явление. Данное утверждение вытекает, во-первых, из того, что преступность существует в человеческом обществе, является реальностью общественной жизни. Преступность — исторически обусловленное и исторически изменчивое явление. Она возникла на определенном этапе развития человеческого общества. Преступность, будучи социальным явлением, в то же время обладает правовым, точнее, уголовно-правовым признаком. Ведь в объем преступного включаются те деяния, которые нарушают уголовно-правовые нормы. ) Преступность — собирательное понятие. Она непрерывно включает в себя множество разнообразных конкретных общественно опасных деяний: насильственных, корыстных, неосторожных и иных преступных проявлений. Она, таким образом, есть не что иное, как совокупность преступлений. Преступность, как массовое социальное явление, развивается в том или ином пространстве. Она имеет поэтому определенную территориальную распространенность. преступность характеризуется тремя основными показателями: уровнем, структурой и динамикой. Уровень преступности является количественной характеристикой, измеряемой в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений и их участников (виновных лиц), а также в коэффициентах или индексах преступности. Официальная статистика использует два показателя: количество зарегистрированных преступлений (и их субъектов) и по данным о судимости. В зависимости от подхода к пониманию феномена преступности определяются: -предмет науки криминологии; -направления и методика криминологических и межотраслевых исследований преступности; -структура преступности; -понятия состояния и динамики преступности; -характер и виды взаимосвязей компонентов преступности; -взаимосвязи преступности с другими социальными явлениями, с обществом в целом; -круг явлений, которые могут быть отнесены к причинам и условиям преступности; -характер и направленность государственного и общественного воздействия на преступность, ее причины и условия; - подходы к прогнозированию преступности. Уровень преступности — это общее число совершенных преступлений и количество лиц, их совершивших, за определенный период времени в стране либо в отдельном ее регионе (области, районе, городе). Коэффициенты преступности — представляют собой соотношение числа преступлений и лиц, их совершивших, к численности населения страны либо соответствующего ее региона из расчета на заранее обусловленное число населения — на 100 тыс., 10 тыс., 1 тыс. человек. Структура преступности означает отношение отдельного вида либо группы преступлений ко всей массе преступности в том или ином регионе за конкретный период. Динамика преступности — показатель, отражающий ее движение во времени. Цена преступности — дает представление об объеме и характере прямого и косвенного ущерба, который причиняет преступность обществу.
Преступность — это социальное явление. Данное утверждение вытекает, во-первых, из того, что преступность существует в человеческом обществе, является реальностью общественной жизни. Во-вторых, она представляет собой одну из форм социального поведения людей. В-третьих, социальна она еще и потому, что в роли преступников выступают члены общества, которые посягают на различные общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование общественного организма. И, в-четвертых, преступность при всех условиях социальна по своим причинам, по своему конкретному выражению и конечным последствиям, а также по характеру мер борьбы с ней. Преступность является следствием и результатом исторически присущих данному обществу социальных противоречий, которые коренятся в самой основе производственных отношений и вытекающих из них распределительных, социальных, нравственных и иных отношений. Порожденная этими противоречиями, преступность, в свою очередь, свидетельствует о наличии противоречивости между официально признанными общественными интересами и целями, с одной стороны, и общественно опасным поведением отдельных индивидов, с другой. В обществе всегда имеется множество различных конфликтов (конфликтов между отдельными людьми и обществом в целом, между отдельными людьми и государством, непосредственно между людьми — членами этого общества — гражданами данного государства). Это влечет за собой возможность нарушения социальных норм, в частности, уголовно-правовых норм-запретов. Совокупность фактически совершенных преступлений непосредственно воспринимается людьми и фиксируется соответствующими государственными органами. Таков механизм внешнего выражения преступности. Что касается последствий преступности, то они, безусловно, антисоциальны, так как они приводят к существенной деформации общества, нарушают слаженное взаимодействие всех его участников. И, наконец, меры борьбы с преступностью носили и носят социальный характер. Все настойчивее внедряется в практику социальный контроль за преступностью, разрабатываются и реализуются социально-экономические, организационно-управленческие, нравственно-воспитательные и иные меры по ее предупреждению и противодействию ей. Естественно, применяются традиционно меры уголовно-правового воздействия в отношении лиц, виновных в совершении общественно опасных деяний. Много десятков лет обсуждается тезис о биологической природе преступности. Его приверженцы исходят из того, что отдельные лица будто бы неизбежно, фатально обречены либо, по меньшей мере, предрасположены быть преступниками. Подобное свойство якобы передается из поколения в поколение генетическим путем. Представляется, что веских оснований и бесспорных научных доводов для таких утверждений нет. Биологические особенности, полагаем, нельзя распространять на преступность в целом, только таким путем не представляется возможным объяснить закономерности этого социального явления. Преступность порождается не патологией человека, а патологией общества. Между тем, на уровне отдельных видов индивидуального преступного поведения, особенно применительно к конкретным насильственным и дезадаптивным преступлениям, биопсихологические качества и свойства преступников не следует сбрасывать со счетов. Их нельзя исключать потому, что они при неблагоприятных обстоятельствах внешней среды существенно влияют на процесс становления личности в целом, а также играют иногда решающую роль в механизме преступного поведения отдельных индивидов
|
План Поняття кримінології як науки, її предмет. Місце кримінології в системі наук Саме слово кримінологія означає, що це наука про злочинність. Crimen (лат.) – це злочин, злочинність, а logos (грец.) – вчення |
9. РЕКОМЕНДОВАНІ ПИТАННЯ ДЛЯ ПІДГОТОВКИ ДО ІСПИТУ З КУРСУ «КРИМІНОЛОГІЯ» Загальна частина Злочинність як елемент предмету кримінології; завдання кримінології у дослідженні злочинності |
1. Поняття, предмет, методи та система кримінології ... |
Визначить предмет та об’єкт соціології як науки Назвіть і розкрийте основні категорії соціології як науки, що описують предмет соціології |
Програма курсу Професійна педагогіка наука і навчальний предмет Профпедагогіка як галузь педагогічної науки, її методологія. Предмет профпедагогіки та предмет навчального курсу. Основні категорії... |
Програма курсу Професійна педагогіка наука і навчальний предмет Профпедагогіка як галузь педагогічної науки, її методологія. Предмет профпедагогіки та предмет навчального курсу. Основні категорії... |
Тема Предмет і метод статистики як науки В цій темі викладаються... Статистика є самостійною суспільною наукою. Вона має свої поняття і категорії, такі як: статистична сукупність, одиниця сукупності,... |
УРОК ПРЕДМЕТ, ОБ'ЄКТ, ЗАВДАННЯ і МЕТОДИ НАУКИ ПРО ДОВКІЛЛЯ Цілі уроку Цілі уроку: розглянути визначення, предмет і завдання екології як науки; розвивати навички застосування матеріалів інших курсів... |
1. Психологія як наука. Її предмет і завдання Зміст понять «психологія»,... Предмет, функції психологічної науки і практики в суспільному розвитку. Історія розвитку психологічної науки. Галузі психології.... |
Керівництво навчальним процесом в ПТНЗ Профпедагогіка як галузь педагогічної науки, її методологія. Предмет профпедагогіки та предмет навчального курсу. Основні категорії... |