1.1 Основные понятия
|
1.1.1 Программное и аппаратное обеспечение, информационные технологии
|
1.1.1.1 Понятия аппаратного и программного обеспечения, информационных технологий.
|
|
1.1.2 Типы компьютеров
|
1.1.2.1 Знать и уметь объяснить отличительные особенности универсальных компьютеров, миникомпьютеров, рабочих станций, персональных, портативных, карманных компьютеров, а также перечислить значения их основных параметров - объём памяти, скорость обработки информации, типовые цены и сферу применения.
|
|
1.1.3 Компоненты компьютера
|
1.1.3.1 Знать назначение основных компонентов компьютера - процессора, винчестера (жёсткого диска), устройств ввода/вывода, типы памяти. Понимать назначение внешних устройств.
|
|
1.1.4 Работа компьютера
|
1.1.4.1 Знать факторы, влияющие на работу компьютера, а именно на мощность процессора, объем оперативной памяти, количество задействованных приложений.
|
1.2 Аппаратное обеспечение
|
1.2.1 Процессор
|
1.2.1.1 Понимать назначение процессора (CPU - central processor unit) и выполняемые им операции - арифметические, логические, доступ к памяти. Знать, что быстродействие процессора определяется его тактовой частотой, измеряемой в мегагерцах или гигагерцах (MHz, GHz).
|
|
1.2.2 Память
|
1.2.2.1 Знать и различать виды памяти компьютера, такие как оперативная память (RAM), постоянная память (ROM).
|
|
|
1.2.2.2 Знать единицы измерения памяти компьютера: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт. Уметь соотнести единицы измерения памяти компьютера с символами, файлами, папками и каталогами.
|
|
1.2.3 Устройства ввода
|
1.2.3.1 Знать назначение основных устройств ввода - клавиатура, мышь, трекбол, сканнер, сенсорная панель, световое перо, джойстик, цифровая камера, микрофон.
|
|
1.2.4 Устройства вывода
|
1.2.4.1 Знать назначение основных устройств вывода - монитор, экран, принтер, плоттер, звуковые колонки.
|
|
1.2.5 Устройства ввода/вывода
|
1.2.5.1 Иметь представление об устройствах, являющихся одновременно устройствами ввода и вывода – сенсорный экран.
|
|
1.2.6 Устройства хранения информации
|
1.2.6.1 Уметь сравнить основные параметры типов устройств хранения данных- дискета, zip-диск, кассета стримера, СD-ROM, внутренний и внешний жесткий диск.
|
|
|
1.2.6.2 Понимать необходимость форматирования диска.
|
1.3 Программное обеспечение
|
1.3.1 Типы программного обеспечения
|
1.3.1.1 Знать различие между системным и прикладным программным обеспечением.
|
|
1.3.2 Операционные системы
|
1.3.2.1 Знать основные функции операционной системы; уметь привести примеры операционных систем.
|
|
1.3.3 Прикладное программное обеспечение
|
1.3.3.1 Перечислить некоторые виды программного обеспечения, пояснить сферу их применения - текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных, экономические пакеты (начисление зарплаты и т.п.), презентации, мультимедийные пакеты, издательские системы и т.д.
|
|
1.3.4 Графический интерфейс
|
1.3.4.1 Знать понятие графического интерфейса.
|
|
1.3.5 Развитие систем
|
1.3.5.1 Понимать, как развиваются компьютерные системы. Знать процессы анализа, программирования и тестирования в развитии компьютерных системах.
|
1.4 Компьютерные сети
|
1.4.1 Локальные и глобальные сети
|
1.4.1.1 Знать различие между локальными(LAN-local area network) и глобальными(WAN-wide area network) сетями. Различать понятия клиент / сервер.
|
|
|
1.4.1.2 Перечислить некоторые достоинства связанные с работой в группе таких как: совместное использование принтеров, приложений, файлов в сети.
|
|
1.4.2 Корпоративные локальные (Интранент) и корпоративные Интернет сети (Экстранент)
|
1.4.2.1 Иметь понятие о корпоративных локальных сетях (Интранет) и различать Интернет и Интранент.
|
|
|
1.4.2.2 Иметь понятие о корпоративных Интернет сетях (Экстранет) и отличать их от корпоративных локальных сетей (Интранет).
|
|
1.4.3 Интернет
|
1.4.3.1 Знать, что такое Интернет и иметь представление об основных сферах применения.
|
|
|
1.4.3.2. Понимать, что такое Всемирная паутина (WWW) и отличать ее от Интернета.
|
|
1.4.4 Использование телефонных линий в компьютерных сетях
|
1.4.4.1 Знать принцип использования телефонной сети в целях передачи данныхю Понимать, что такое коммутируемая телефонная сеть общего пользования, цифровая сеть связи ISDN (Integrated Service Digital Network), и асимметричная цифровая абонентская линия (ADSL).
|
|
|
1.4.4.2 Знать термины - факс, модем, цифровая связь. Знать единицы измерения скорости передачи данных bps (bit per second).
|
1.5 Компьютер в повседневной жизни
|
1.5.1 Компьютер на работе
|
1.5.1.1 Знать, в каких ситуациях компьютер лучше/хуже человека справляется с заданием.
|
|
|
1.5.1.2 Знать о применении компьютеров в бизнесе, такие как управление корпорацией, система заказа билетов на самолет, система страхования, банковские расчеты.
|
|
|
1.5.1.3 Знать о применении компьютеров в сфере управления страной, такие как регистрация населения, таможенные сборы, электронное голосование.
|
|
|
1.5.1.4 Знать о применении компьютеров в структуре здравоохранения, такие как ведение истории болезни, система скорой помощи, контроль над медицинским оборудованием.
|
|
|
1.5.1.5 Знать о применении компьютеров в образовании, а именно регистрация студентов, компьютерное обучение, дистанционное обучение, выполнение домашнего задания с использованием Интернета.
|
|
|
1.5.1.6 Понимать термин «дистанционная работа» (teleworking). Уметь назвать достоинства работы в сети, такие как экономия во времени, возможность сконцентрироваться на выполнении определенной работы, удобное расписание для работы. Уметь назвать недостатки работы в сети, такие как отсутствие личного контакта, меньше возможности для работы в команде.
|
|
1.5.2 Электронный мир
|
1.5.2.1 Понимать значение термина "электронная почта" и знать основные сферы применения электронной почты.
|
|
|
1.5.2.2 Понимать значение термина "электронная коммерция". Иметь понятие о возможности покупки товаров и услуг с помощью Интернета, способы оплаты, основные права потребителя.
|
|
|
1.5.2.3 Уметь назвать достоинства возможности покупки товаров и услуг с помощью Интернета, такие как возможность покупок в любое время суток, большой выбор. Уметь назвать недостатки покупок товаров и услуг с помощью Интернета, такие как отсутствие личного контакта с продавцом, небезопасность платежа.
|
1.6 Здоровье, безопасность, окружающая среда
|
1.6.1 Эргономия
|
1.6.1.1 Знать, что такое комфортная рабочая среда - настройка экрана, эргономичность клавиатуры и мебели, использование коврика для мыши, требования к освещению и вентиляции и к продолжительности работы за компьютером
|
|
1.6.2 Здоровье
|
1.6.2.1 Знать влияние режима работы за компьютером на состояние здоровья – боль в запястьи, боль в глазах, боли в спине обусловленные долгой работой за компьютером.
|
|
1.6.3 Техника безопасности
|
1.6.3.1 Исправное состояние кабелей и выключателей, недопущение перегрузки кабелей.
|
|
1.6.4 Окружающая среда
|
1.6.4.1 Знать, что утилизация использованных картриджей для принтера, а также использование компьютеров, потребляющих меньше энергии, наносит меньше вреда окружающей среде.
|
|
|
1.6.4.2 Понимать, что использование электронного документооборота позволяет уменьшить количество отпечатанных документов.
|
1.7 Безопасность
|
1.7.1 Защита информации
|
1.7.1.1 Знать значение термина "защита информации", а также преимущества компании, которая принимает меры по защите информации, такие как принятие особой политики защиты информации в организации, информирование работников об их правах и обязанностях и т.п.
|
|
|
1.7.1.2 Иметь представление о конфиденциальности информации, а именно использование паролей доступа. Понимать разницу между идентификатором (ID) и паролем. Понимать значение и важность понятия "право доступа".
|
|
|
1.7.1.3 Знать, зачем необходимо иметь резервные копии данных и программ на внешних носителях информации.
|
|
|
1.7.1.4 Иметь представление о возможных последствиях кражи карманных, портативных компьютеров, мобильных телефонов, таких как нелегальное использование секретной информации, незаконное использование телефонного номера.
|
|
1.7.2 Компьютерные вирусы.
|
1.7.2.1 Знать в каком значении используется термин "вирус" в отношении к компьютерам. Иметь представление о разных типах вирусов. Знать, каким образом проникают вирусы в компьютер.
|
|
|
1.7.2.2 Знать способы защиты от вирусов, а также необходимые действия при заражении компьютера вирусом. Знать ограничения антивирусных программ. Знать, что означает понятие "обезвреживание" вирусов.
|
|
|
1.7.2.3 Понимать необходимость использования антивирусных программ при работе с файлами. Понимать опасность открытия неопознанного электронного письма и вложения.
|
1.8 Защита авторских прав и законодательная база
|
1.8.1 Защита авторских прав
|
1.8.1.1 Иметь представление о защите авторских прав применительно к программному обеспечению, а также в отношении графических, текстовых, аудио и видео файлов, а также применительно к скачиванию информации через Интернет.
|
|
|
1.8.1.2 Иметь представление о защите авторских прав применительно к распространению информации, записанной на внешние носители информации, такие как компакт-диски, zip-диски и дискеты.
|
|
|
1.8.1.3 Знать, как можно проверить идентификационный номер программного продукта. Знать последствия несоблюдения законодательства по охране авторских прав.
|
|
1.8.2 Законодательство по защите информации
|
1.8.2.1 Знать о законодательстве по защите информации или конвенциях принятых в стране. Понимать выполнение законов по отношенею к субъектам информации и владельцам информации. Привести примеры использования персональных данных.
|