|
Скачати 144.51 Kb.
|
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ КАК ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Судиловская К.Ю. Студентка групи ПВШ-10А ІПО ІПП УМО (м. Донецьк) Личностно-типологическая своеобразность механизмов формирования и функционирования социальных стереотипов в значительной степени влияет на формирование профессионального сознания будущих психологов. Она имеет проявление в форме нравственно-оценочных суждений и представлений о субъектах профессиональной деятельности будущих психологов, является важным фактором становления "Я-концепции" и оценочно-смысловых установок личности. Анализ современного состояния исследования проблемы стереотипизации в психологии разрешает констатировать, что она изучена лишь в отдельных своих аспектах, при этом: недостаточное отображение получила роль стереотипов в процессе формирования оценочных суждений и характеристик социальных объектов; не полностью исследован механизм формирования стереотипов; требует уточнения функциональная нагрузка стереотипов. Таким образом, необходимость усовершенствования подготовки специалистов-психологов, недостаточная научная разработанность психологического обеспечения этого процесса обусловили выделение теоретически и практически актуальной темы исследования "Стереотипы как факторы формирования профессионального сознания будущих специалистов". Стереотипы как форма индивидуального сознания являются обязательным компонентом профессионального сознания будущих психологов. Они выполняют важную социально-регулирующую функцию, выступая в роли морально-этических норм, законов и правил поведения как генерализованих структур деятельности, так и в роли установочных и ситуативных факторов, которые предопределяют этапы оценивания ситуации и принятие решения. Цель и задачи исследования - определение роли и механизмов влияния социальных стереотипов на формирование профессионального сознания будущих психологов. Цель исследования обусловила решения таких задач: - раскрыть философско-социологическую и психологическую сущность феномена стереотипизации и его влияния на формирование сознания личности; - определить механизмы влияния социальных стереотипов на формирование профессионального сознания будущих психологов; Анализируя роль социальных стереотипов в формировании сознания личности, мы исходили из разных функциональных наполнений понятий "стереотипа" и "стереотипизации". Понятие "стереотип" определяет постоянные компоненты сознания индивида, которые проявляются в форме представлений или оценочных суждений об объекте или группе объектов, классе или явлении. В то время, как "стереотипизация" - это динамическая способность сознания трансформировать объективные понятия в ранг личного опыта. Стереотипизация есть объективным явлением формирования сознания индивида, структурирование и отображение элементов окружающего мира. Одной из ее важнейших функций является процесс идентификации предметов или явлений, человека или группы, формирование в личности возможных установок и элементов реагирования на социальные явления. Положительные свойства стереотипизации состоят в том, что в ситуациях и явлениях, которые имеют тенденцию повторяться, модель стереотипного поведения легко срабатывает в новых условиях. Автоматизация определенных привычек дает возможность более эффективно концентрироваться на ситуативных требованиях, которая значительно повышает производительность решений. Недостатки стереотипизации состоят в том, что она создает в сознании индивида стойкие структуры. Их сложно разрушить потому, что они являются довольно отработанными и часто не осознаются человеком. В форме представлений они консервативные и не всегда адекватные. В то время как стереотипы наделены довольно неоднозначными характеристиками, явление стереотипизации - неотъемлемая составная формирования сознания личности. Это динамический процесс, который сопровождает восприятие, отображение и оценку социальных объектов или событий на основе определенных представлений, которые формируются у человека на протяжении жизни. Особенность формирования сознания человека в значительной степени состоит в том, что в процессе познания окружающего мира, себя и других людей его ценностно-смысловые позиции наиболее четко проявляются в стереотипизации представлений об объекте познания. Одни из первых психологических исследований влияния стереотипов на процесс формирования сознания индивида связанны с именем Уолтера Липмана. Ним впервые было введено в научный оборот понятие "социальный стереотип", для определения фиксированных стандартных представлений или суждений о каком-либо классе социальных объектов, шаблонов социального поведения и идеологических норм. Он определял стереотипы как благоустроенные, схематические, детерминированные культурой "картинки мира" в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценностные позиции и права. Именно он разработал классификацию функций стереотипов и определил их положительные и отрицательные стороны. Со временем концепция "социального стереотипа" была расширена, но определенный дуализм в его значении остался. Начиная с 50-х годов XX столетия начала широко распространяться мысль про "зерна истины", которые несут в себе стереотипы. Это обусловило специфику дальнейших исследований влияния стереотипов на процесс восприятия и оценки социальных явлений или объектов. Широкое распространение приобрела проблема исследования стереотипов в 70-80-х годах XX столетие. Много авторов акцентируют внимание на характеристиках стереотипа как обобщенного образа социальных объектов. Отдельный этап исследований влияния стереотипов на восприятие и оценку социальных объектов составляет межэтническая тематика. Результатами исследований было установлено, что содержание стереотипов - это скорее результат, а не причина существующих межгруппових отношений. Т.Г. Стефаненко отмечает, что в социальной психологии выделяются такие характеристики стереотипов как: согласованность - степень единства представлений членов одной группы о других; направленность - общее измерение благоприятности стереотипа; степень их благоприятности или неблагоприятности. В.С. Агеевым было установлено, что независимо от содержания стереотипов, которые формируются, процесс стереотипизации актуализируется на любом уровне межгрупового взаимодействия. Не смотря на то, что социальные стереотипы неминуемо упрощают, схематизируют, а иногда искажают видение социальной реальности, стереотипизация выполняет объективно необходимую и полезную функцию, поскольку именно это упрощение и схематизация объективно необходимы и полезны в общей психической регуляции деятельности. Наряду с определением роли стереотипов в формировании оценочных характеристик представителей разных групп исследуется проблема влияния стереотипов на оценку типичных образов представителей социальных групп и устанавливается значимость стереотипов в оценке профессиональных образов. Объектом исследований Г.М.Андреевой, Т.П.Гавриловой и др. являются механизмы процесса стереотипизации как элемента когнитивно-оценочного аспекта. Выделяются такие механизмы социального восприятия как идентификация, социально-психологическая рефлексия, каузальная атрибуция, абстракция. В.С.Агеевым была установлена неоднозначность в функционировании механизмов стереотипизации, некоторые из них актуализируются в достаточно широком диапазоне социальных ситуаций, спектр действия других - более ограниченный. Кроме этого было выявлено, что каждый из этих механизмов имеет неодинаковый качественный и количественный потенциал. Одни из них функционируют в обычных условиях, при взаимодействии знакомых людей, другие - наоборот, в контактах с незнакомыми или малознакомыми людьми. Проблемы исследования роли стереотипов в формировании общественного сознания находились в круге научных интересов Т.Е.Васильевой. Ею отмечается, что стереотипы общественного сознания, несмотря на внешнюю консервативность, наделены весьма подвижной, внутренне мобильной психологической структурой (точнее психологической реактивностью), которая способна мгновенно реагировать на наименьшие изменения внешней среды, самого человека или культуры, которая создана в результате их взаимодействия. Стереотипы обладают довольно сложными и самостоятельными механизмами саморегулирования и самоуправления нервной деятельностью и организмом вообще. Она отмечает, что степень стойкости стереотипа зависит не только от внешних обстоятельств, но и от их конкретных носителей - общества, группы, личности - с их обычными представлениями, эмпирическими настроями, которые преломляются через систему экспликаций, иногда построенных в целостную научную или политическую картину мира. Подобную позицию занимает Н.О.Русина, которая отмечает, что «по своему смыслу стереотип является образом-представлением с нечеткими границами, и лишь вербально выраженная оценка формирует четкую мысль о качествах данного класса людей . Она ставит задачу стандартизации семантических и вербальных описаний эталонов, социальных стереотипов человека как объекта восприятия. Характеризуя стереотип, она указывает на ошибочное выделение его схематического характера и безосновательной обобщенности, противопоставляя этим характеристикам стойкость и прочность стереотипа, объясняя это тем, что в какой-то мере здесь срабатывает "эффект предшествующего входа", что проявляется в том, что раньше полученная информация влияет на образование категории в большей мере, чем ее более позднее подтверждение. Ставя проблему взаимодействия социальных и индивидуальных структурных переменных, Л.П. Гримак делает замечание, что психологические особенности восприятия и оценки явлений объективной реальности реализуются на уровне обычных – индивидуализированных подходов. Они приобретают автоматический характер, который делает поведение контролируемым, а действия более точными и свободными Стереотипы - отмечает Ли Джассим - могут быть положительными или отрицательными, точными или неточными. Точный стереотип даже может быть желательным. Проблемы в связи со стереотипами возникают тогда, если они слишком обобщены или явным образом неправильные. Исследование роли стереотипов в процессе формирования представлений и оценочных суждений индивида было в центре внимания И.С.Кона. Он пришел к выводу, что стереотип - это предвзятая, то есть не основанная на свежей непосредственной оценке каждого явления, а выведенная из стандартизированных суждений и ожиданий, мысль о свойствах людей и явлений Ю.М.Лотманом, Д.Пибоди и др. подчеркивается, что будучи неотъемлемой частью "неписаной" истории межнациональных отношений, стереотипность приводит к непродуманным результатам, которые есть следствием прагматических стереотипов и отсутствием стереотипов, которые устанавливают границу ценностному восприятию. И.Д.Бехом, В.П.Зинченко, В.М.Лейбиным и др. отмечается, что процесс познания и понимание мира, - это явление работы внутренних сил психики и вообще организма человека, который реализуется во всех возможных вариантах и способах освоения этого мира, трансформируясь в знания о нем, выступая одновременно как условие и конечный продукт. Таким образом, сознание как механизм и результат этого процесса находится всегда в динамическом сопоставлении того, что существует, с тем, что поступает. Стереотипы чрезвычайно важный фактор формирования сознания, который необходимо рассматривать исходя из философских, социологических и психологических аспектов. Обобщение соответствующих исследований разрешило нам определить специфику любого из этих аспектов. С философской точки зрения, стереотипы - это структурная часть сознания, которая несет нормотворческий характер и способна проявляться в форме моральных императивов, норм, традиций, верований. С социологической точки зрения - стереотип, это схематизированная, упрощенная характеристика социальных объектов или явлений, чрезвычайно стойкий образ или представление об определенном объекте, классе объектов или социальной группе. С психологической точки зрения - стереотип, это структурная часть сознания индивида, которая отображается в форме оценочных суждений и представлений о социальных объектах или явлениях и реализуется путем поступков или действенных актов субъекта. Методика исследования. Методологически исследование базируется на учении о динамическом стереотипе (И.П.Павлов, И.М.Сеченов и др.); психологических теориях роли высших психических функций в становлении сознания и деятельности человека (Л.С.Выготский, О.М.Леонтьев, С.Д.Максименко, С.Л.Рубинштейн). С целью выявления степени выраженности того или другого качества использовалась бальная система оценочных шкал, которая включала показатели от +5 до -5. Это позволило обнаружить интенсивность проявления стереотипа, а также эмоциональную оценку суждений и соответственно реальную значимость для исследуемых. В эксперименте принимали участие 66 студентов психологического факультета института психологии и предпринимательства. Исследуемым предлагалось согласно опроснику оценить характер проявления определенных качеств, которые необходимы психологу, по степени выраженности. Оценочная шкала включала в себя показатели: +5 - качество выражено сильно; +4 - качество выражено в значительной мере; +3 - качество выражено заметно; +2 - качество выражено слабо; +1 - качество едва проявляется; 0 - не выявлено совсем. Шкала располагалась между полюсами характеристик по схеме: толерантный нетерпимый Порядок проведения эксперимента включал такие этапы: Студентам предлагалось принять участие в эксперименте; была зачитана инструкция участия в эксперименте; розданы бланки для заполнения; объяснена процедура выполнения задач и порядок сдачи заполненных бланков; даны ответы на вопросы, которые возникали в ходе эксперимента и после его проведения. Время выполнения задачи не ограничивалось. Обработка результатов исследования проходила с помощью совокупной таблицы, в которую заносились данные индивидуальных бланков. Данные, полученные в ходе эксперимента, иллюстрировались графиком. Результаты исследования свидетельствуют о том, что характер профиля психолога - профессионала смещен в положительную сторону. Основные характеристики размещены в границах оси +4 - +5 баллов, который свидетельствует об эмоционально-окрашенном характере представлений оценочного профиля "идеального" психолога. Наибольшую нагрузку несут такие качества как интеллектуальность (4,6), ответственность (4,7), целеустремленность (4,7), принципиальность (4,5), лабильность (4,5), пунктуальность (4,5). Наиболее низкие значения имеют такие качества, как уравновешенность (2,9), честность (2,6). Таким образом, были установленные оценочные представления о наборе необходимых нравственно-профессиональных качеств психолога-профессионала в сознания студентов. Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что у будущих психологов сформировано положительное представление об образе психолога-профессионала. Это может быть моделью их профессионального становления и требует фиксации на уровне профессиональной направленности и будущей деятельности. • Стереотипы как форма сознания в общих чертах отображают представления об объекте или классе объектов, формируют соответствующие когнитивные структуры индивида, которые предопределяют схематизацию образа определенных объектов или явлений. Они выступают относительно стойкими формами реагирования личности на конкретную ситуацию, влияют на ее отношение к объекту, которое проявляется как на сознательном, так и неосознанном уровне, чаще в условиях ограниченного времени или недостаточности информации. » Стереотипы являются обязательными компонентами когнитивной сферы человека, имеют психофизиологическую основу и влияют на формирование оценочных суждений и представлений об объектах. Стереотипы могут выполнять как положительную, так и отрицательную роль в формировании сознания личности. • Социальные стереотипы выступают важными факторами формирования профессионального сознания студентов-психологов и являются обязательным компонентом нравственно-оценочных суждений и представлений о субъектах профессиональной деятельности будущих специалистов. • В профессиональной ориентации студентов психологического факультета положительные стереотипы оказывают содействие формированию положительного образа психолога-профессионала и усиливают мотивацию студентов к самосовершенствованию, которое, в частности, проявляется в становлении их "Я-концепции". Отрицательные стереотипы и установки мешают формированию привычек критического оценивания профессиональной ситуации, ее участников и самого себя, обоснованности выбора способа реагирования, принятию оптимального решения. Социальные стереотипы в структуре сознания будущих психологов имеют специфические формы проявления индивидуализированных черт, которые в свою очередь, зависят от объективных и субъективных факторов. На уровне индивидуального сознания стереотипность часто обусловлена отсутствием в личности творческого импульса или инстинкта возражения и способна проявляться в форме предубеждений, усиливая зависимость личности от внешних факторов. Для стереотипизированных форм оценки характерна высокая стойкость и сопротивление усвоению новой информации или стиля поведения. Степень функционирования стереотипов зависит от уровня их объективного подтверждения. Література
1. Андреева Г.М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции //Вопросы психологии. - 1977. - №2. - С.3-14. |
Личность в системе социальных связей Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. Конечно же, в анализе необходимо учитывать как биологические... |
Статья посвящена проблемам формирования содержания экономических... ОСОБЛИВОСТІ ФОРМУВАННЯ ЕКОНОМІЧНОЇ ІНФОРМАЦІЇ ПО СТАТТЯМ БАЛАНСУ ВІТЧИЗНЯНИХ ПІДПРИЄМСТВ |
Я вел расстреливать бандитку И я сказал: «Пошли, гадюка, Получишь то, что заслужила. Не ты ль вчера ножом без звука Дружка навеки уложила. Таких, как ты, полно... |
Книга Селіванової О. О. «Світ свідомості в мові. Мир сознания в языке»:... Вийшла нова книга Селіванової О. О. «Світ свідомості в мові. Мир сознания в языке»: Монографічне видання. − Черкаси: Ю. Чабаненко,... |
Е. А. Юрьева. Квалиметрическая модель результативности этнопедагогической... КВАЛІМЕТРИЧНА МОДЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТІ ЕТНОПЕДАГОГІЧНОЇ ПІДГОТОВКИ МАЙБУТНІХ УЧИТЕЛІВ ПОЧАТКОВИХ КЛАСІВ |
Библиографический список литературы по вопросам высшей школы Адольф В. А. Развитие профессионального потенциала педагога в условиях обновления образовательной практики / В. А. Адольф, И. Ю.... |
Основні науково-методичні та наукові праці Кадровая оценка персонала элемент формирования конкурентного преимущества предприятия |
STEPS International Right Film festival – Proposal of award Награда за лучший короткометражный фильм, в котором идет речь об активизме и гражданском долге граждан в избегании и разрешении социальных/гуманитарных/экологических... |
Автор повинен правильно оформити літературу В статье рассматриваются принципы формирования критериев и ограничений при выборе альтернатив для принятия оптимальных решений |
Действие романа украинского советского писателя (1901—1947) происходит... ... |