СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 -2 классы (1 -4)


Скачати 1.82 Mb.
Назва СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 -2 классы (1 -4)
Сторінка 1/11
Дата 06.03.2016
Розмір 1.82 Mb.
Тип Документи
bibl.com.ua > Філософія > Документи
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
О.В. Узорова, Е.А, Нефедова

СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1 -2 классы (1 -4)

1 класс(1-3)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 6

Условные обозначения 8

Речь и предложение.

Общее понятие о предложении 9

Закрепление знаний о предложении. Точка, вопросительный, восклицательный знак 12

Главные члены предложения 14

Зачет по теме "Предложение" 16

Контрольное списывание 19

Фонетика Алфавит 19

Гласные и согласные звуки и буквы 22

Распознавание гласных и согласных звуков и букв 25

Зачет по теме "Фонетика" 27

Перенос слова 30

Состав слова Окончание и основа 35

Корень слова 37

Безударные гласные в корне слова 42

Контрольное списывание 58

Мягкий знак • показатель мягкости согласных звуков

Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука в конце слова 59

Мягкий знак как показатель мягкости согласных в середине слова 61

Написание слов с мягким знаком в конце и середине слова 64

Зачет 66

Слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу • щу,

чк, чн, нч, щы

Упражнение в написании слое

с сочетаниями жи-ши 68

с сочетаниями ча-ща 71

с сочетаниями чу-щу , 73

с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу 75

с сочетаниями чк, чн, нч, щн 77

Имена собственные

Бопьшая буква в именах, отчествах и фамилиях .'..79

Большая буква в кличках животных 81

Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек 84

Обобщение о словах, которые пишутся с большой буквы 85

Правописание слов с парными согласными Написание слов с парными согласными на конце ., 89

Проверка написания слов с парными согласными 91

Написание слов с парными согласными в середине слова 93

Написание слов с парными согласными 97

Разделительный мягкий знак Разделительный мягкий знак 106

Написание слов с разделительным мягким знаком 108

Контрольное списывание 112

Общее понятие об имени существительном..112

Собственные и нарицательные имена сущест&ктельные 114

Одушевленные и неодушевленные имена существительные 117

Род имен существительных .....119

Измекэн^е имен существительных по числам .......124

Написание имен'существительных с шипящей на конце 127

Род и число имен существительных 129

Изменение имен существительных по падежам 131

Обобщение знаний об имени существительном 134

Зачет по теме "Имя существительное" 135

Глагол

Общее понятие, о глаголе 139

Неопределенная форма глагола 141

Изменение глаголов по числам 144

Времена глаголов 147

Предлоги

Общее понятие о предлоге 150

Упражнение в написании предлогов 151

Зачет по теме" Глагол" 156

Имя прилагательное

Общее понятие об имени прилагательном ....159

Связь имени прилагательного с именем

существительным 164

Род имен прилагательных 168

Род и число имен прилагательных 171

Число имен прилагательных 174

Повторение знаний об имени

прилагательном 176

Зачет по теме "Имя прилагательное" 179

Упражнения для повторения 182

Письмо по памяти 206

Видь: творческих заданий 240

Словарь 258

Антонимы ...259

Синонимы 262

Фразеологизмы 269

Список использованной литературы 271

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основная задача уроков русского языка - развитие устной

и письменной речи учащихся в единстве с развитием их

мышления. Самостоятельная работа - одно из важнейших

средств раззатия мышления и речи учащихся, усвоения

учеЗного материала, закрепления и проверки знаний, создания

основы для развития интереса.

Самостоятельная работа развивает творческие способности

детей, воспитывает волю, внимание, настойчивость в

достижении поставленной цели, прививает им "вкус" к поиску,

к самостоятельным открытиям.

3 учебном пособии введен принципиально новый подход

к организации самостоятельной работы. Не секрет, что

в школу приходят ученики с разным запасом знаний, с разным

потенциалом. Каждый ученик должен работать на уроке

с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное

для него задание.

Одна из причин нежелания учиться заключается в том,

что ученику со слабыми способностями на уроке предлагается

задание, к которому он еще нэ готов, с которым он не

может справиться, а ученик с хорошими способностями,

быстро справившись с заданием, скучает. Хорошо, если у

ребенка будет возможность выбора задания по свокм силам.

Исходя из индивидуальных особенностей детой мы

ввели поуровневое обучение. Задания подобраны так, что

при единой познавательной цели и общем содержании они

отличаются разной степенью трудности. Задания составлены

таким образом, что к достижению единой ивли учащиеся

идут разными путями.

Во многих методических пособиях говорится об индизи- .

дуальном подходе к обучению ребенка. Обычно для достижения

данной цели рекомендовали карточки. Данное же

пособие позволяет сэкономить время и силы учителя при

подготовке самостоятельной работы к каждому уроку.

При выполнении первого уровня ученик закрепляет базовые

знания первого класса традиционной системы. Второй

уровень - уровень повышенной сложности. Он предполагает

не только выполнение заданий*на отработку учебного

материала, но и развитие речи, логического мышления Третий

уровень - творческий. Он предполагает написание мини-

сочинений, исправление грамматических ошибок разви-

6

тие логического мышления и развития речи. При выполнении

самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом

познавательной деятельности, которая воспитывает

инициативность (в данном случав выбор уровня и т. д.),

самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в

развитии мышления, речи, памяти и творческого воображения.

Целесообразность поуровневого обучения обусловлена

стремлением создать болев благоприятные условия

для гуманизации образования, творческого развития каждого

ученика с учетом его индивидуальных способностей интересов.

В начальной школе большое внимание должно уделяться

также развитию памяти, орфографической зоркости. Развитию

этих качеств способствует письмо по памяти (ППП).

весь материал ППП распределен по уровням сложности.

В пособии большое вниманиеуделяется написанию сочинений,

изложений, рассказоз.Для развития речи даны словари

синонимов, антонимов, фразеологизмов.

В начале каждой темы дан теоретический материал, но

это совсем не означает, что ученики должны заниматься

заучиванием теории и научных терминов. Нельзя давать

теоретический материал как догму. Перед подачей и в период

закрепления его учитель должен провести подготовительную

работу, гдз ученик выступает как субъект учабной

деятельности, а не объект обучения. Учитель формулирует

проблему, ставит ее перед учащимися, предлагает высказать

идеи для ее разрешения. При этом учитель должен

поощрять собственную точку зрения, оригинальный замысел,

отклонения от образца.

В данном учебном пособии введено поурочное планирование.

Все упражнения разделены на три группы:

- упражнения для коллективной работы,

- упражнения для самостоятельной работы,

- упражнения для домашней работы.

Данное пособие можно использовать как дополнительный

или основной материал на уроках русского языка и занятий

дома.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Теоретический материал

/& - Упражнения для коллективной

работы в классе

- Упражнения для самостоятельной

работы в классе

Л

О - Словарные слова

ШЁМ - Упражнения для домашкей работы

8

Речь ш предложение

Речь бывает устная и письменная.

Она состоит из предложений.

Предложений - зто группа слов, которая

выражает законченную мысль. Первое

слово в предложении пишется с большой

буквы. В конце предложения ставится

точка, вопросительный или восклицательный

знак (.!?}.

Урок !

©Ивд@е тт$жг1т & предложении

1. а) Прочитайте текст. Сколько в нем

предложений?

Я ночевал на озере. Оно заросло высоким

камышом. В воде отражались первые

звёзды. Медленно гасла заря.

(По Н.Никонозу)

6) Выпишите третье предложение.

Сколько в нём слов? О чём говорится в

этом предложении? Что делают звёзды?

2. а) Прочитайте, разделите текст на

предложения.

Высоко в небе сверкал Юпитер голубой

сумрак окутывал землю на небе чувство-

вшюсь приближение зари.

(По К. Арсеньеву)

9

<�г

б) Выпишите второе предложение.

в) Подчеркните во втором предложении

согласные, которые обозначают мягкие

звуки.

г) Поставьте ударение в каждом слове

третьего предложения.

3. а) Допишите первое слово в каждое

предложение, используя слова для

справок.

... весёлый ветерок. ... яркое солнышко..

Слова для справок: дует, светит.

б) Сколько в этом тексте предложений?

в) Найдите слова, в которых звуков

меньше, чем букв.

Уровень 1

4. а) Разделите текст на предложения.

Спишите и обозначьте начало предложений

большой буквой.

I вар.

Вот норка там мышка у норки кошка.

II вар.

Кошка ловит мышку она хитра.

б) Обозначьте цифрой количество предложений

в тексте.

ю

Уровень 2

5. Составьте и запишите из слов каждой

строчки предложение.

I вар.

коза, у, Машка, жила, Юры. душистая,

лугу, на, трава.

Н вар.

груши, ребята, сочные, ели. астры, на,

цветут, клумбах.

Уровень 3

6. Спишите, исправив ошибки.

! вар.

катя сидит. Дома сна смотрит.

В окно дети лепят.из. Снега куклу,

И еар.

выпал снег саша. И коля чистят. Каток

весело. Работать ребятам!

Ш 7. а) Прочитайте. Подберите название к

тексту. Определите, сколько предложений

в тексте. Напишите их правильно.

Муравей нашёл зерно оно было тяжёлое

муравей позвал товарищей дружно

тащат муравьи зерно домой.

б) Подчеркните одной чертой согласные,

которые обозначают твёрдые звуки, а

двумя - мягкие.

11

Урок 2

Закрепление знаний & предложении.

Течка? воспроеительный*

ве€КА!ИЩатеЛЬНЬ2Й ЗНа1Ш

8. Прочитайте и выпишите только

предложения.

Наступила осень. На птица сидела

ветка. Подул холодный ветер. Верхушка

ель на дятел.

9. Составьте и запишите из слов каждой

строчки предложение. В конце каждого

предложения поставьте нужный знак.

I вар.

воробей, обедал, где

в ,лесу, хорошо, как, весной

щебечут, в, птицы, саду

И вар.

графин, кто, разбил

миру, на, слава, Земле

росой, трава, покрыта

10. а) Прочитайте текст, разделите его на

предложения.

Как тебя зовут как хорошо пахнут

фиалки как ты живешь куда уехал Слава

мы годимся нашей Родиной

I вар.

Выпишите предложения, в конце которых

стоит восклицательный знак (!)

12

X

13 вар,

Выпишите предложения, в конце которых

стоит вопросительный знак (?)

> © Уровень 1

11. Из слов каждой строчки составьте и

запишите предложение.

8 вар.

шли. девочки, лес, через

лесу, как, е, нарядно

\\ еар.

ребята, где, были

ходили, в, они, зоопарк

Уровень 2

12. а) Прочитайте. Найдите лишние слова.

б) Спишите предложения, исправив

ошибки.

I вар.

Нсчью как ярко светит. Солнышко

дети идут. На пруд.

И вар.

Мальчики стали ловить вяленую. Рыбу.

Апёша. Поймал щуку, галку. И карася.

Уровень 3

13.Составьте и напишите письмо маме, в

котором будут предложения с восклицательным

и вопоосительным знаком.

13

>к?114.Составьте по два предложения с

разными знаками

препинания (., ?,!)

Урок 3

Главные членъ предложения

Главные члены предложения - это

подлежащее и сказуемое.

Подлежащее - обозначает, о ком или о чём

говорится в предложении, и отвечает на

вопросы Кто? Что?

Сказуемое - показывает то, что говорится

о подлежащем, и отвечает на вопросы

Что делает? Что сделает? (Зайчик

грызет капусту. Кто? Зайчик. Это подлежащее.

Подчеркиваем одной чертой.

Зайчик что делает? грызет. Это сказуемое)

3 предложении подлежащее подчёркивается

одной чертой, а сказуемое двумя.

Остальные члены предложения являются

второстепенными.

<�у 15. а) Прочитайте и спишите предложения.

Пришла поздняя осень. Птицы улетели

на юг.

6) Подчеркните подлежащие и сказуемые,

16. а) Напишите подлежащее в каждое

предложение.

... пасёт стадо. ... стирает бельё.

б) Подчеркните подлежащее и сказуемое.

в) В первом предложении подчеркните

гласные, показатели твёрдости согласного.

17. а) Напишите сказуемое в каждое

предложение.

... первые заморозки. Листья ... землю.

Слова для соравох: устлали, наступили.

б) Подчеркните подлежащее и сказуемое.

в) Во втором слове первого предложения

подчеркните гласные буквы а в

третьем слове - согласные.

Уровень 1

18. а) Грамотно постройте предложения.

Спишите их.

! вар.

Корова ест мясо. Собака ест траву.

И вар.

Белка сушит бельё. Ветер сушит грибы.

б) Подчеркните подлежащие и сказуемые.

15

&

Уровень 2

19, а) Придумайте предложения про лису,

облака и море.

б) Подчеркните в каждом предложении

подлежащее и сказуемое.

Уровень 3

20, Спишите и правильно подчеркните

главные члены предложения.

I вар.

В лесу и в поле звери готовятся к зиме.

I! вар.

Белка тащит в дупло орехи.

Ш 21, а) Составьте и напишите по опорным

словам небольшой рассказ.

В сентябре.

Осень, ветерок, растут, красные

гроздья, жёлтые опята.

б) Подчеркните главные члены предложения.

Урок 4

Зачет по теме Речь и предложение"

Уровень 1

1) Из двух утверждений выберите верное:

- речь бывает устная, печатная, письменная;

16

- речь бывает устная и письменная.

2) Из трёх утверждений выберите верное:

- в конце каждого предложения ставится

только точка;

- в конце каждого предложения ставится

точка, вопросительный или восклицательный

знак;

- в конце предложения ставиться запятая.

3) Прочитайте текст, разделите его на

предложения и в конце каждого предложения

поставьте нужный знак.

Вы видели лебедей они плавают в пруду

какие красивые птицы.

4) Спишите предложения. Подчеркните

подлежащие и сказуемые.

Дежурный стёр пыль. Трещат кузнечики

в траве.

Уровень 2

1) Из двух утверждений выберите верное:

- устная речь это то, что мы читаем и

пишем;

- устная речь это то, что мы говорим и

пишем.

2) Из трёх утверждений выберите верное:

- предложение - это набор букв и слогов;

- предложение - это группа слов, которая

выражает законченную мысль;

п

- предложение - это группа слов, которые

не связаны между собой по смыслу.

3) Напишите мини-сочинения по вопросам:

- Куда ходили дети летом?

- Много ли они набрали грибов?

- Куда зашли дети?

- Что с ними случилось?

- Испугались ли ребята?

- Кто вывел детей на дорогу?

4) Спишите предложения грамотно. Исправьте

все ошибки.

у воды шумят камыши Волны тихо

плещут на берез

Уровень 3

1) Из двух утверждений выберите верное:

- речь это шум волн, шорох листьев,

звон капель;

- речь это разговор, рассказ, вопрос.

2) Из трёх утверждений выберите верное.

- подлежащее отвечает на вопрос что

делает? Сказуемое - на вопросы кто?

что?

-подлежащее отвечает на вопрос какой?

- подлежащее отвечает, на вопросы кто?

что? Сказуемое отвечает на вопрос что

делает?

18

3) Составьте и запишите три предложения

из данных слов. Поставьте нужны знаю

з конце предложения.

мальчики, они, кораблики, мастерят,

делают, что, кораблики, красивые, какие

4) Подчеркните главные члены предложения.

Ручьи и реки покрылись толстым

льдом. Дети бегали и прыгали на зелз

ной траве.

&**&

Урок 5

Контрольное списывание

Давно сняли пахучую антоновку. Налетел

осенний ветер. Тряхнул вершины де-

оевьев. В саду над землёй взлетели и закружились

сухие осенние листья. Холодно!

Фонетика

Урок 6

Алфавит?

ш Русский алфавит содержит 33 буквы.

Две из них, Ь и Ъ - звуков не обозначают.

Остальные буквы обозначают

19

один или два звука. Каждая буква име-

ет свое место и свое название.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Её Жж Зз Им

а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и

Йй Кк Ли Мм Нн Оо Пп Рр

и краткое ка зль эм эн о пэ эр

Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ

зс тэ у эф ха цэ че ша ща

Ъ Ь!ы Ь Зэ

твердый знак ы мягкий знак э

Юю Яя

ю я

/ ^ 22. Спишите названия спортивных игр

в алфавитном порядке.

Футбол, хоккей, городки, лапта, теннис.

23. Запишите з алфавитном порядке имена

одноклассников, которые сидят из

первых партах.

24. Напишите слове з три столбика а эл-

фаэитном порядке: овощи, фрукты, ягоды.

Смородина, абрикос, помидор, груша,

черника, баклажан, огурец.

20

Уровень 1

25, з) Запишите слова в алфавитном

порядке.

I вар. ц вар.

Заяц, гнездо, Дорога, ель,

ананас, машина. ива, снег.

6) Поставьте во всех словах ударения.

Урозгнь2

28. Отгадайте загадки, а отгадки запишите

в алфавитном порядке:

1) Мягкие лапки,

а в лапках царапки.

2) В иголках бугорок

Мышку уволок.

3} Не колючий, светло-синий

По кустам развешан....

4) Гладит все, чего касается,

А дотронешься - кусается.

5) Зубастый зверёк

грызёт с визгом дубок.

6) Кто носит шляпу на ноге?

Уровень 3

27.а) Подберите слова с противоположным

значением.

I вар. I! вар.

Холодный - . . . , Чёрный -...,

хвалить ..., глубокий -...,

редкий -.... низкий - . . . .

21

б) Запишите эти слова в алфавитном

порядке.

28. Расположите все слова из стихотворения

в алфавитном порядке.

Голубенький, чистый

Подснежник - цветок,

А подле - сквозистый

Последний снежок...

(А.Н. Майков)

Урок 7

Гласи&ве ш ©©ГАЛОПЫ© звуги н

Гласных звуков в языке 6„ При

произнесена гласных звуков струя

воздуха не встречает преград. Это звуки:

А, О, У, Ы, Э, И. Гласные образуют

слог. Сколько в слова гласных звуков,

столько в слове и слогов.

В русском языке 10 гласных букв: А~Я,

О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е, причем:

- гласные первого ряда: А, О, У, ЬВ, Э -

показатели твердости согласного.

- гласные второго ряда: Я, Ё, Ю, И, Е -

показатели мягкости согласного.

22

Согласных звуков 36. При произнесении

согласных звуков струя воздуха встречает

преграду в виде языка, зубов и губ.

Согласные буквы делятся на:

-сонорные согласные - Л, Н, М, Р, Й;

-парные: звонкие Б, В, Г, Д, Ж, 3;

глухие П, Ф, К, Т, Ш, С.

-непарные глухие: X, Ц, Ч, Щ.

В русском языке всегда есть:

твёрдые согласные Ж, Ш, Ц и мягкие

согласные Ч, Щ, Й.

29. а) Запишите буквами:

[луга], [л'устра], [пар], [п'атка].

б)Почему одинаковые гласные звуки вы

обозначили разными буквами? Подчеркните

их.

30. Из стихотворного отрывка выпишите

все буквы, которые обозначают глухие

согласные звуки.

Почтенный замок был построен

Как замки строится должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

(А.С. Пушкин)

^

23

31. Запишите слова в следующем порядке:

сначала те, в которых есть только глухие

согласные, ПОТОРЛ те, в которых согласные

только звонкие, потом те, в которых

есть и гг.ухие, и звонкие.

Петушок, гребешок, борода, лягушка,

сосиска.

Уровень 1

32. а) Спишите предложения.

I вар.

День был тёплый. Дима и Саша гуляли

е лесу.

II еар.

Скоро урок. Ученики идут в класс.

б) В первом предложении подчеркните

гласные, а во втором - согласные буквы.

в) Поставьте в словах второго предложения

ударения.

Уооеснь 2

33» а) К каждому слову добавьте одну букву,

чтобы получилось новое слово.

Например, шар - шарф.

I еар. II вар.

Рубка, стол, лапа, Усы, розы, дар.

6} Подчеркните гласные Зукзы второго

ряда.

в) Поставьте во зсех словах ударения.

24

«<*<�№»•)

Уровень 3

34. Запишите буквами предложение:

й э с л и 6 й о т

дрянной д р а ч ун

слабого м а л ч и ш к у ,

йа такого

нз хочу

даже

в с т а в и т в книжку

(В,В. Маяковский)

Ш 35. а) Выберите предложения и составьте

из них рассказ. Запишите его.

1) С утра Аня ушла в школу.

2) Во дворе лают собаки.

3) Над городом пролетел самолёт.

4} Ей уже семь лет.

5) Целый день льёт дождь.

6) Дома Аню ждёт братик Коля.

7) Ласково светит солнышко.

8) Аня любит играть с ним в школу.

б) Сделайте транскрипцию слов день и

льёт.

Урок 8

'Ржтшътттшт ГАШ^ЪШ

м созодзеных звукез т йушш

36» Сделайте транскрипцию слов:

салют, вьюга, ёжик,

25



37. Разделите слова в два столбика:

май, майка, Илья, судья, Юля, поём, сарай.

38. а) Первые звуки замените парными

глухими. Какие получились слова?

Башня, злой, жалость, вея, Галина, Веня.

б) Запишите их.

Уровень 1

39. Выпишите слова, в которых букв

больше, чем звуков.

I вар.

Сухарь, пенал, пузырьки, цветы, го-

лубь, дом.

I! вар.

Кильки, книжка, сахар, сильный, редька,

кот.

Уровень 2

40. а) Напишите слова с противоположным

значением.

I взр.

Ложь -..., юг -..., сладкий -..., мелко -...

II вар.

Прямой -..., тонкий - .....чёрный -..., левый -...

б) Подчеркните те, в которых букв

столько же, сколько и звуков.

Уровень 3

41. Придумайте 2 слова, в которых:

I вар.

Все буквы соответствуют звукам;

букв больше, чем звуков.

26

Я5,

Н вар.

Звуков больше, чем букв; одна буква не

соответствует звуку.

42. Отгадайте загадки, напишите отгадки.

1) По полю скачет - ушки прячет.

Встанет столбом - ушки торчком.

2) Лежит верёвка,

Шипит плутовка.

3) Одну меня - не съешь никогда,

А без меня - не вкусна еда.

4) Кто говорит молча?

Брать её опасно -

Укусит. Ясно?

5) Если он на дне лежит,

Судно вдаль не побежит.

(Сделайте транскрипцию слова-ответа

на загадку 4)

Урок 9

Зачет по теме "фонетика"

Продиктуйте текст своему товарищу.

I вар.

Галка села на ящик.

Она клюёт крошки хлеба.

II вар.

Мама сварила кисель из клюквы. Вкусный

кисель!

27

Уровень 1

Выберите верное утверждение.

1. а> В русском алфавите 33 буквы.

б) В русском алфавите бывает иногда 27

или 44 буквы.

2. а) Согласная буква может обозначать и

твердый, и мягкий звук.

б) Согласная буква всегда обозначает

твердый звук.

в) Согласная буква всегда обозначает

мягкий звук.

3. а) Согласная буква образует слог;

б) Согласная буква не образует слог.

4. а) Сколько в слове гласных, столько и

слогов.

б) Слогов в слове больше, чем гласных.

в) Слогов в слове меньше, чем гласных.

5. В каком из этих слов все согласные обозначают

твердые звуки?

а) чай;

б) мясо;

в) стол.

6. Сделайте транскрипцию слова Боря.

Уровень 2

Выберите верное утверждение.

1. а) Согласные х, ц, ч, щ имеют свою пару

по глухости-звонкости.

28

6) согласные х, ц, ч, щ не имеют своей

пары по глухости-звонкости.

2. а) Зсо гласные з русском языке йотированные.

6) Не все гласные в русском языке йоти-

розаниые.

3. а) Согласная буква обозначает твердый

зьук только в том случае, если после

неё идет гласная первого ряда.

б) Согласная буква обозначает твердый

звук не только в том случае, если после

неё идет гласная первого ряда.

4.а) Мягкий и твердый знаки иногда обозначают

какой-либо звук.

б) Мягкий и твердый знаки никогда не

обозначают никакого звука.

5. В каком из слов все гласные - показатели

мягкости согласного?

а) каюта;

6} ветки;

в) вёдра.

6, Сделайте транскрипцию слова баян.

Уровень 3

Выберите верное утзерждение.

1.а) Сонорные согласные имеют пару по

глухости-звонкости.

6} Сонорные согласные не ммеют пару

по глухости-звонкости.

29

2 .а) Согласная буква обозначает мягкий

звук только в том случае, если после

неё стоит мягкий знак.

б) Согласная буква обозначает мягкий

звук не только в том случае, если после

неё стоит мягкий знак.

З.а) В русском языке есть согласные, которые

обозначают всегда только твёрдый

или только мягкий звук.

б) В русском языке нет согласных, которые

обозначают всегда только мягкий

или твёрдый звук.

4.а) Йотированные гласные всегда обозначают

два звука.

б) Йотированные гласные могут обозначают

один или два звука.

в) Йотированные гласные всегда обозначают

один звук.

5.В каком из этих слов йотированная гласная

обозначает один звук:

а) Юля;

б) мел;

в)заезд?

6. Сделайте звуко-буквенный анализ слова

карьер.

Урок 10

Перелое слова

ь=ЦПерекосить слова с одной строки на

цругую можно только по слогам: парта,

пе-иал.

30

Одну букву нельзя оставлять на строке

или переносить на новую. Переносить

надо только так: зта-жи, ра-дио.

43, а) Прочитайте.

Вяз, ясень, сосна, тополь, клён, ива, липа.

6) Выпишите в первый столбик те слова,

которые переносить нельзя, а во второй

- остальные, разделяя их для переноса.

44. а) Прочитайте.

Танкист, здание, иней, Мария, ребята.

б) Выпишите слова с двумя-тремя вариантами

для переноса слов.

45. а) Прочитайте.

Май, букварь, азбука, крот, галка, тетерев.

б) Запишите слова в три столбика.

Уровень 1

46. а) Измените слова по образцу.

Напишите их, разделяя для переноса.

Образец: гараж - гара-жи, га-ражи.

I вар.

Стриж-..., юноша-..., ёж-...,

девочка-... .

II вар.

Портфель -..., удочка

камень -..., ёрш -... .

б) Поставьте во всех словах ударение.

31

X

&

Уровень 2

47. а) Подберите слова, противоположные

по значению.

\ вар.

Да-..., сухой -..., тупой -..., медленный-....

И вар.

Жара -..., зима -.,., робкий -.,., мокрый -....

6) Разделите эти слова для переноса.

Уровень 3

48. а) Как еще называют перечисленных

ниже животных?

Образец: медведь - Ми-ша, косо-лапый,

ко-солапый, косола-пый.

Кошка -..., собака -..., волк -....

6} Напишите эти слова, разделив их для

переноса.

в) Поставьте во всех словах ударение.

Ш 49. а) Спишите, разделяя слова для

переноса.

Стоят, яяяряю_яяяяяжаркая погода. Миша и Глеб

бегают на полянке. Аня и Марина рвут

ромашки и фиалки.

б) В первом предложении подчеркните

подлежащее и сказуемое.

в) Во втором - подчеркните согласные,

которые обозначают мягкие звуки.

32

Урок 11

Перенос слов

Букву й при переносе нельзя отделять

от стоящей перед ней буквы: зайка,

май-ка.

Букву ь нельзя отделять от стоящей

перед ней буквы: паль-чик, конь-ки.

Слова с удвоенными согласными надо

переносить так: кас-са, рус-ский.

Спишите слова, разделяя их на

слоги для переноса.

Лужайка, ручейки, зайчата, скамейка.

51. Разделите слова на слоги для переноса.

Россия, перрон, хоккей, Анна.

52. Разделите слова на слоги для переноса.

Мальчик, огоньки, кольцо, пеньки

Уровень 1

•25 53. Разделите слова для переноса.

I вар. Н вар.

Инна, мыльница, Илюша, коньки,

копейка, Юлия, скамейка, Нонна.

Уровень 2

53. Напишите слова во множественном

числе и разделите их на слоги для переноса.

I вар. I! вар.

Денёк, стройка, Палец, стайка,

коллектив, осока, осина, массаж.

2-3429 33

Уровень 3

54. а) Прочитайте загадки.

1. Падает горошком,

Скачет по дорожкам.

2. Висит дед,

В скорлупу одет.

З.Белокрылая птица

Над морем летает.

Рыбу увидит -

Сразу хватает.

Л. Висит за окном кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.

Ъ.Зверь мохнатый, косолапый.

Он сосёт в берлоге лапу.

б) Напишите отгадки, разделяя их на

слоги для переноса.

55. а) Составьте предложения, используя

опорные слова.

Осенью, льёт, деревья, дождь, воробьи.

б) Выпишите выделенные слова и разделите

их на слоги для переноса.

в) Подумайте, какую музыку вы подобрали

бы к своему рассказу? *Уроки 12, 13 (резервные)



34

Состав слова

(корень, окончание, основа)

У р о к 14

Окончание и основа

1У слоц есть две части: основа и

окончание. Окончание - это изменяемая

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Схожі:

Программа по русскому языку для классов филологического профиля,...
Програма для класів універсального та філологічного профілів загальноосвітніх навчальних закладів
Кафедра іноземних мов та перекладу
М. Э. Бахчисарайцева „Пособие по английскому языку для старших курсов энергнтических вузов”, М., „В. Ш.”, 1983
Рабочая программа по учебному предмету «Крымскотатарский язык и литература»...
Рабочая программа по крымскотатарскому языку разработана на основе Государственного Федерального компонента государственного стандартного...
ПОЛОЖЕНИЕ Первого Международного турнира по интеллектуальному марафону...
Цель проекта – выявить наиболее одаренных и эрудированных учащихся, поощрить самые дружные классы и самые успешные образовательные...
Здрок О. Н. Гражданский процесе зарубежньїх стран. Учебное пособие
НЕ Виконавче провадження за цивільним процесуальним законодавством різних держав
Опадчий Ю. Ф. Аналоговая и цифровая электроника
Батоврин В. К. и др. LabVIEW: практикум по основам измерительных технологий: Учебное пособие для вузов. – М: ДМК Пресс, 2005
Опадчий Ю. Ф. Аналоговая и цифровая электроника
Батоврин В. К. и др. LabVIEW: практикум по основам измерительных технологий: Учебное пособие для вузов. – М: ДМК Пресс, 2005
Розроблена Г. Айзенком Практикум по експериментальной и прикладной психологи: учеб пособие
...
Західнодонбаський інститут економіки і управління
Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб пособие. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 264...
ПЛАН: Становлення культурології як самостійної галузі гуманітарного...
Горбатов А. Основные школы и концепции культурологии: Учеб пособие. Кемерово, 2000
Додайте кнопку на своєму сайті:
Портал навчання


При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання © 2013
звернутися до адміністрації
bibl.com.ua
Головна сторінка